Рабочая программа по естествознанию фгос. Рабочая программа учебной дисциплины «естествознание

АПОО
Техникум экономики и предпринимательства

13 EMBED MSPhotoEd.3 1415

Рабочая программа
по дисциплине

«ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»

для специальностей СПО по укрупнённым группам направлений подготовки
38.00.00 «Экономика и управление»

Тамбов 2016
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО) 38.02.04 «Коммерция» (по отраслям), 38.02.07. «Банковское дело».
Организация-разработчик: НП «Техникум экономики и предпринимательства»
Разработчики: Неплюева Светлана Владимировна, преподаватель первой категории
Одобрена цикловой комиссией Составлена в соответствии с Базисным
общих гуманитарных, учебным планом общеобразовательных
социально – экономических, учреждений и рекомендациями по
естественнонаучных и реализации среднего (полного) общего
математических дисциплин образования в образовательных
Протокол №____от________ учреждениях среднего профессионального
образования для специальностей
Председатель цикловой комиссии экономического профиля
Зайцева Л.Ю. Зам. директора по УМР
Старикова С.В.
«____»__________2016 года

ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

условия реализации учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»

1.1. Область применения рабочей программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям 38.02.04 «Коммерция» (по отраслям), 38.02.07. «Банковское дело».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальностям 38.02.04 «Коммерция» (по отраслям), 38.02.07. «Банковское дело» всеми образовательными учреждениями среднего профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данным специальностям.
Рабочая программа разработана на основе ФГОС СПО и программы по естествознанию для 10-11 классов образовательных учреждений под редакцией И.Ю.Алексашиной.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общеобразовательным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
освоение знаний о современной естественно-научной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественно-научного и специального (профессионально значимого) содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;
развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно-научной информации;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;
применение естественно-научных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
Ожидаемые результаты по итогам изучения дисциплины «Естествознание» соответствуют требованиям ФГОС к уровню подготовки студентов по естествознанию и могут быть сформулированы как:
способность студентов критически оценивать информацию естественно-научного содержания;
овладение элементами различных естественно-научных исследовательских методов и получение представления о научной деятельности;
приобретение умений использовать естественно-научные знания в повседневной жизни.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента ФГОС среднего (полного) общего образования базового уровня.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося 165 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 110 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 55 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
110

в том числе:

Практические занятия
40

Контрольные работы
4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
55

Подготовка практикоориентированных работ проектного характера
1

Домашняя работа
55

Итоговая аттестация в форме – дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Естествознание»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Введение. Естествознание как познавательная деятельность
Естествознание как познавательная деятельность.
2
ознакомительный,

Самостоятельная работа:
№1. «История развития естествознания»
2

Раздел 1. Современное естественно-научное знание о мире
А / П / С
56/12/25

Тема 1. Структура естественно-научного знания: многообразие единства.
6/6/4

Естествознание в системе культуры. Научное знание: соотношение науки и культуры; понятие «наука»; система естественных наук и предмет их изучения. Принципы и признаки научного знания. Естественно-научное познание: от гипотезы до теории.
Экспериментальные методы в естественных науках: наблюдение, измерение, эксперимент. Теоретические методы исследования: классификация, систематизация, анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование.
Естественно-научное познание: от гипотезы до теории.

репродуктивный

Практические работы:
№1. Критерии научного знания
№2. Выявление особенностей и отличительных признаков наблюдения и эксперимента в естествознании.
№3. Теории возникновения жизни на Земле.

6
продуктивный

Самостоятельные работы:
№2. Составление таблицы «Среднемесячные температуры за февраль в
г. Тамбове»
№3. Сообщение: Чем эксперимент отличается от наблюдения.
№4. Анализ статистических данных и составление диаграммы

Тема 2. Структура мира и природы: единство многообразия
Содержание учебного материала
16/10/6

Масштабы вселенной.
Единство. Многообразия. Микромир. Макромир. Мегамир.
Галактика. Солнечная система.
Единство многообразия. Биологические системы.
Разнообразие форм жизни. Популяции. Экосистемы. Биосфера.
Молекулярная структура живого.
Клетка как структурная основа живых организмов.
Популяции и процессы их регуляции. Принципы организации экосистем

16
ознакомительный

Практическая работа:
№ 4. Средства изучения микромира и мегамира.
№ 5. Солнечная система и планетарная модель атома.
№ 6. Белки и нуклеиновые кислоты.
№ 7. Сравнительная характеристика структуры растительной и животной
клетки.
Контольная работа №1.

8
репродуктивный

Самостоятельные работы:
Оптические приборы, их роль в изучении мегамира и микромира.
Характеристика планет (презентации)
Преобразование и сохранение энергии в природе.
Фотосинтез и метаболизм
«Одноклеточные и многоклеточные организма»
Подготовка к контрольной работе

Тема 3. От структуры к свойствам
Содержание учебного материала
6/2/6

Атомы и элементы. Два решения одной проблемы в эпоху Античности: Эмпедоклом (теория элементов) и Демокритом (атомистика). Атомно-молекулярная теория.
Зависимость свойств объектов от структуры и состава. Значение искусства как способа познания окружающего мира для расширения сферы естественно-научных представлений о взаимосвязи состава, структуры и свойств объектов.

Классификация в науке. Классификация химических элементов. Биологическая систематика и современные представления о биоразнообразии. Культура и методы классификации в науке.

репродуктивный

Практические работы:
№ 8. Современное представление о многообразии живого.
№ 9. Проведение простейших исследований или наблюдений.

продуктивный

Самостоятельные работы:
Закон Авогадро.
Эволюция атомистики (сообщение)
Теория Лавуазье (сообщение)

Тема 4. Природа в движении, движение в природе
Содержание учебного материала.
8/4/6

Тема 4.1. Движение как перемещение
Движение как перемещение. Способы описания механического движения. Относительность движения. Движение под действием сил тяготения. Причины механического движения. Детерминизм механического движения.
Движение как распространение. Волны. Свойства волн. Звук и его характеристики.
Движение, пространство, время, материя. Влияние движения и материи на свойства пространства и времени.
Движение как качественные изменения. Ядерные реакции.

8
репродуктивный

Практическая работа:
№.10. Расширение представлений о видах движения через призму искусства.
№ 11. Формы и виды движения. Анализ примеров движения в различных системах, особенности и общие свойства различных видов движения.

4
продуктивный

Самостоятельные работы:
Волны. Свойства волн. (сообщение)
Основные законы термодинамики. (сообщение)
Движение живых организмов

Тема 5. Эволюционная картина мира
Содержание учебного материала
8/6/8

Самоорганизация. Причины и условия. Самоорганизация в развитии организмов.
Эволюция планеты Земля. Принципы эволюции живых организмов.

Рождение Вселенной Развитие жизни на Земле.

8
ознакомительный

Практическая работа:
№ 12. Самовоспроизведение живых организмов. Половое и бесолое размножение.
№ 13. Эволюция планеты Земля. Эволюция человека.
Контрольная работа №2.

6
продуктивный

Самостоятельные работы:
Љ°Сообщение «Половое и бесполое размножение»
Эволюция природы. Начало мира. Большой взрыв.
Современные концепции биологической эволюции.
Основные этапы развития жизни на Земле.
Подготовка к контрольной работе.

Раздел 2. Развитие науки и развитие техники и технологии
(природа-наука-техника-человек)

Тема 6. Развитие техногенной цивилизации.
Содержание учебного материала
4/2/4

Техника как реальность, созданная человеком.
Техника источник тревог человечества.

4
ознакомительный,

Практическая работа:
№ 14. Техника и человеческие потребности: насущное и избыточное.
2
репродуктивный

Самостоятельные работы:
Исторические этапы развития технической деятельности человека.
Мир современных технологий.

Тема 7. Взаимодействие науки и техники
Содержание учебного материала
6/2/5

Механическая картина мира.
Гидродинамика и аэродинамика
Источники питания в современной техники.

6
репродуктивный

Практические работы:
№ 15. Оптические приборы. Изучение работы оптических приборов.

2
продуктивный

Самостоятельные работы:
Золотое правило механики и простейшие механизмы.
Радиовещание и телевидение.
Мобильная связь и Интернет.

Раздел 3. Естественные науки и человек (природа - наука - техника общество - человек)

Тема 8. Естественные науки и проблемы здоровья человека
4/6/3

Проблемы сохранения здоровья человека (алкоголь, курение, наркомания).
Вирусы. Витамины как биологически активные вещества.

Практические работы
№ 16. Человек как уникальная живая система. Факторы здоровья человека.
№ 17. Адаптация организма человека к факторам среды.
№ 18. Биохимические основы рационального питания.
№ 19. Генетика человека. Наследственные болезни.
6
репродуктивный

Самостоятельная работа
Подготовка сообщений и презентаций к изучаемым темам:
«Алкоголизм, курение и наркомания в жизни человека и общества»
«Профилактика и методы лечение болезней, вызванных вирусами»
Составление рациона питания студента
3
репродуктивный

Тема 10. Естественные науки и глобальные проблемы человечества
Содержание учебного материала:
6/2/4

Биосфера и ноосфера. Глобальные проблемы современности.
Экологические катастрофы и экологическая экспертиза.
Глобальные изменения климата и их последствия для человечества.
6
ознакомительный

Практические работы:
№ 20. Загрязнение окружающей среды и его последствия.
2

Самостоятельная работа
Сообщение «Роль биосферы в природе»
Сосптавление презентаций «Глобальные катастрофы века»
Подготовка к зачету
4

Дифференцированный зачет
Тестирование, устный опрос, защита практикоориентированных работ проектного характера
2
продуктивный

Всего:
М / А / П / С
165 / 110 / 44 / 55

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета – гуманитарных дисциплин.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Естествознание: 10 кл. учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / И,Ю, Алексашина, К.В. Галактионов, И.С. Дмитриев, и др.; под ред. И.Ю. Алексашиной; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во Просвещение, 2008.
2. Естествознание: 11 кл. учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый уровень: в 2 ч., ч.1 / И,Ю, Алексашина, А.В. Ляпцев, М.А. Шаталов; под ред. И.Ю. Алексашиной; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во Просвещение, 2008.
3. Естествознание: 11 кл. учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый уровень: в 2 ч., ч.2 / И,Ю, Алексашина, К.В. Галактионов, Н.И. Орещенко; под ред. И.Ю. Алексашиной; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во Просвещение, 2008.
4. Перышкин А.В. Физика. 7, 8, кл. – М., 2001.
5. Физика. 7, 8 кл. / под ред. А.А. Пинского, В.Г. Разумовского. – М., 2002–2003.
6. Физика и астрономия. 9 кл. / под ред. А.А. Пинского, В.Г. Разумовского. – М., 2000.
7. Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2005.
8. Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2003.
9. Габриелян О.С. Химия. 9, 10, 11 кл. – М., 2012,
10. Рохлов В.С., Трофимов С.Б. Человек и его здоровье. 8 кл. – М., 2012.
11. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М., 2012

Дополнительная литература для студентов

1. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVIII века. (Всеобщая история химии) / отв. ред. Ю. И. Соловьев. М.: Наука, 1980.
2.Вронский С. А. Астрология: суеверие или наука?/ С. А. Вронский. М.: Наука, 1990.
3. Воронцов-Вельяминов Б. А. Сборник задач и практических упражнений по астрономии / Б. А. Воронцов-Вельяминов. М.: Наука, 1977.
4. Горелов А. А. Человек гармония - природа / А.А.Горелов. М.: Наука, 1990
5. Капица П. Л. Эксперимент. Теория. Практика / П.Л. Капица. М.: Наука, 1991
6. Мамзин А. С. Биология в системе культуры /А. С. Мамзин. СПб.: Лань, 1998.
7. Мейлах Б. С. На рубеже науки и искусства/ Б. С. Мейлах. Л.: Наука, 1971.
8. Методология науки и научный прогресс. Новосибирск: Наука, 1981.
9. Ритм, пространство, время в литературе и искусстве / отв. ред. Б. Ф. Егоров. Л.: Наука, 1984.
10. Сухотин А. Превратности научных идей/А. Сухотин. М., 1991
11.Шевченко М. Ю. Школьный астрономический календарь на 2005/06 учебный год/ М. Ю. Шевченко. М.: Дрофа, 2005.
12.Фейрабенд П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейрабенд. М.: Прогресс, 1986.
13. Философский энциклопедический словарь, Советская энциклопедия, 1983.
14.Эйнштейн А. Без формул / А. Эйнштейн; сост. К. Кедров; пер. с англ. М.: Мысль, 2003.
15. Электронный учебник по астрономии «Открытая астрономия «2.5.» ООО «Физикон».

Ресурсы Интернет
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (astronomy)

Для преподавателей

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. / Министерство образования РФ. – М., 2004.
2. Кабардин О.
·., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9–11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., 2011.
3. Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А. Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне. – М., 2006.
4. Касьянов В.А. Физика. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное планирование. – М., 2002.
5. Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10–11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2006.
6. Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006.
7. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов – М., 2004.
8. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская. – М., 2004.
9. Аршанский Е.А. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля – М., 2003.
10. Кузнецова Н.Е. Обучение химии на основе межпредметной интеграции / Н.Е.Кузнецова, М.А. Шаталов. – М., 2004.
11. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. – М., 2003.
12. Бровкина Е.Т., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Методическое пособие. – М., 2003.
13. Кузьмина И.Д. Биология. Человек. 9 класс. Методическое пособие. – М., 2003.
14. Ловкова Т.А., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Методическое пособие. – М., 2003.
15. Ренева Н.Б., Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс. Методическое пособие. – М., 2003.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения

Понимает смысл естественнонаучных методов познания

Знать и понимать смысл понятий: электромагнитное поле, электромагнитные волны, квант, эволюция Вселенной, большой взрыв, Солнечная система, галактика, периодический закон, химическая связь, химическая реакция, макромолекула, белок, катализатор, фермент, клетка, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, организм, популяция, экосистема, биосфера, энтропия, самоорганизация;

Тестирование
Индивидуальный и

занятий

Знать вклад великих ученых в формирование современной естественно-научной картины мира
Тестирование

Уметь приводить примеры экспериментов и(или) наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, разбегание галактик, зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;

Тестирование
Индивидуальный и
фронтальный опрос в ходе аудиторных
занятий
Экспертная оценка выполнения практической работы

Объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды.

Тестирование
Экспертная оценка выполнения практической работы

Объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: получения синтетических материалов с заданными свойствами.

Экспертная оценка выполнения практической работы
Тестирование

Выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы.

Экспертная оценка выполнения практической работы

Работать с естественно-научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе.

Экспертная оценка выполнения практической работы

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Выполнения индивидуальных
творческих заданий (проектов)

Ведение курса естествознания в старшей школе диктуется следующими объективными причинами.

1. В области естественнонаучного образования предлагается альтернатива на выбор: или изучение химии, физики и биологии на базовом уровне из расчета 1 час в неделю, или интегрированный курс естествознания из расчета 3 часа в неделю. Как известно, одночасовые курсы давно доказали свою несостоятельность и неэффективность.

  1. На выходе из школы в сознании у подавляющего большинства выпускников формируются частные научные картины мира: химическая, физическая, биологическая, - но отсутствует единая естественнонаучная картина, которую и призвана формировать такая дисциплина, как естествознание.
  2. Нарушается преемственность между средней и высшей школами. В гуманитарных ВУЗах обязательным является изучение курса «Естественнонаучная картина мира», синонимом которого являются «Концепции современного естествознания».
  3. Введение курса естествознания позволяет реализовать такой механизм гуманитаризации естественнонаучного образования, как интеграция, что, в свою очередь, позволяет гуманизировать это образование для старшеклассников, выбравших для обучения в 10-11 классах гуманитарный профиль.

5. В ряде зарубежных стран накоплен немалый опыт изучения естествознания на заключительном этапе обучения в средней школе, который доказал свою эффективность. Имеется многолетний опыт обучения основам естествознания и в отечественной начальной школе. Это хорошо зарекомендовавшие себя учебные предметы «Природоведение» и «Окружающий мир» различных авторов.

Предложенное ниже тематическое планирование составлено в полном соответствии с программой авторов учебников по естествознанию (для старшей школы) О.С.Габриеляна и И.Г.Остроумова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса «Естествознание».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика учебного предмета

Новые федеральные государственные образовательные стандарты не только предполагают реализацию Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России , но и построены в полном соответствии с этой концепцией. В ней в качестве важнейших требований выдвигается формирование у старшеклассников готовности и способности выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и действия; способности совершать самостоятельные поступки на основе морального выбора. Эти поступки и действия человек совершает на основе естественнонаучной компетентности и гуманистических идеалов в их единстве, так как природа, общество и человек представляют собой целостную взаимосвязанную систему. В достижении этих требований большую роль играет естествознание , которое призвано формировать у учащихся не фрагментарное, а целостное восприятие окружающего мира.

Ведение курса естествознания в старшей школе диктуется следующими объективными причинами.

1. В области в области естественнонаучного образования предлагается альтернатива на выбор: или изучение химии, физики и биологии на базовом уровне из расчета 1 час в неделю, или интегрированный курс естествознания из расчета 3 часа в неделю. Как известно, одночасовые курсы давно доказали свою несостоятельность и неэффективность.

  1. На выходе из школы в сознании у подавляющего большинства выпускников формируются частные научные картины мира: химическая, физическая, биологическая, - но отсутствует единая естественнонаучная картина, которую и призвана формировать такая дисциплина, как естествознание.
  2. Нарушается преемственность между средней и высшей школами. В гуманитарных ВУЗах обязательным является изучение курса «Естественнонаучная картина мира», синонимом которого являются «Концепции современного естествознания».
  3. Введение курса естествознания позволяет реализовать такой механизм гуманитаризации естественнонаучного образования, как интеграция, что, в свою очередь, позволяет гуманизировать это образование для старшеклассников, выбравших для обучения в 10-11 классах гуманитарный профиль.

5. В ряде зарубежных стран накоплен немалый опыт изучения естествознания на заключительном этапе обучения в средней школе, который доказал свою эффективность. Имеется многолетний опыт обучения основам естествознания и в отечественной начальной школе. Это хорошо зарекомендовавшие себя учебные предметы «Природоведение» и «Окружающий мир» различных авторов.

Изучение интегрированного предмета, каковым является естествознание, не может проводиться на содержании, которое является простой суммой физики, химии и биологии базового уровня.

Во-первых , в этих предметах имеется содержание, которое повторяется. Например, строение атома и агрегатное состояние вещества изучается и в курсе физики, и в курсе химии, равно как основные положения молекулярно-кинетической теории, газовые законы и законы электролиза и др. Органические соединения, их классификация, свойства и биологическая роль дается и в курсе химии, и в курсе биологии, равно как и биологически активные вещества (витамины, гормоны, лекарства). Очевидно, такой материал в курсе естествознания должен изучаться на другом, интегрированном содержании.

Во-вторых, содержание курса естествознания не может быть результатом интеграции содержания только таких естественно-научных дисциплин, как физика, химия и биология. Естественно-научная картина мира (ЕНКМ) формируется также на основе географической картины мира, экологической картины мира, астрономической картины мира.

В-третьих, целостная, многогранная ЕНКМ не может быть сформирована без участия гуманитарной составляющей, тем более, что курс естествознания предназначен, в первую очередь, для школ и классов гуманитарного профиля.

Концепция предлагаемого курса состоит в рассмотрении объектов и явлений естественного мира в гармонии физики, химии, биологии, физической географии, астрономии и экологии. Соответственно, в основу курса положены не логика и структура частных естественнонаучных дисциплин, а идея антропоцентризма , т.е. построение курса в логике и структуре восприятия учеником естественного мира в синтезе физических, химических и биологических представлений.

Этот курс естествознания отличает основательный охват важнейших понятий, законов и теорий частных учебных дисциплин, их синтез в обобщенные естественнонаучные понятия, законы и теории, а также приоритетное внимание к важнейшим прикладным аспектам, связи изучаемого материала с жизнью, знакомство с важнейшими достижениями современного научно-технического прогресса (биотехнологии, нанотехнологии и др.).

И не только. Идея антропоцентризма предопределила органичное включение в курс содержания гуманитарных дисциплин: истории, экономической географии, мировой художественной культуры, родной литературы и языка.

Ниже в таблице показано доля отдельных предметов в содержании курса.

Таблица

Доля отдельных предметов в содержании курса«Естествознание- 10,11»

Предмет

Доля предмета в содержании курса (%)

Биология и экология

Химия

Физика и астрономия

Физическая и экономическая география

История

МХК

Родная литература и язык

Большое внимание в курсе уделяется эксперименту – более 25% учебного времени, - отводится на лабораторные и практические работы. ФГОС в качестве обязательного элемента при обучении в старших классах школы предусматривает выполнение каждым старшеклассником индивидуального проекта. Без исследовательских умений и навыков создать такой проект будет сложно. Чтобы совершенствовать эти умения и навыки, в курсе предусмотрена целая глава «Практические работы для индивидуальной проектной деятельности». Работы, предложенные в ней, могут послужить основой для выполнения индивидуального проекта старшеклассниками.

Формирование научной картины мира (НКМ) является важнейшей задачей обучения старшеклассников. Она дает возможность им не только иметь истинные представления об окружающей их действительности, но также позволит утвердиться в правильности выбора профиля обучения в 10-11 кл. и определиться с выбором профессионального обучения в дальнейшем. Кроме этого, такая картина является важнейшим компонентом в мировоззрении современного члена гражданского общества, необходимым атрибутом ответственного поведения человека в окружающем мире, неотъемлемой частью его профессиональной состоятельности, какой бы сферой деятельности он не занимался. В любой, и, в первую очередь, гуманитарной области человек будет успешен, если окружающий мир, в том числе и естественный, воспринимается им не только эмоционально, но и рационально.

Место учебного предмета в учебном плане

«Естествознание», хотя и относится к предметам по выбору, тем не менее, является обязательной частью базовых общеобразовательных учебных предметов на ступени среднего (полного) образования. На его изучение отводится 210 учебных часов, по 3 часа в неделю в 10-11 классах.

«Естествознание» предназначено для обучения в школах и классах непрофильных по отношению к естественнонаучным дисциплинам, и, в первую очередь, в профилях гуманитарной направленности. Введение «Естествознания» позволит значительно экономить учебное время, высвободившийся резерв которого целесообразнее использовать на расширение и углубление профильных учебных предметов (литературы, языков, истории и т.д.).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Учебный предмет «Естествознание», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания и научные методы познания, позволяет формировать у старшеклассников не только целостную естественнонаучную картину мира. Введение этого предмета побуждает у старшеклассников эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создает условия для формирования системы ценностей, позволяющей формировать у них готовность к выбору действий определенной направленности, критически оценивать свои и чужие действия и поступки.

Основным результатом познавательного отношения к естественному миру в культуре является установления смысла и значения содержания объектов и явлений природы. Таким образом, познавательная функция учебного предмета «Естествознание» заключается в способности его содержания концентрировать в себе как знания о естественном мире, так и познавательные ценности:

Освоение знаний о современной естественнонаучной картине мира и методах естественных наук, знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания позволяют раскрыть его роль на представления человека о природе, развитии техники и технологий;

Овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, критической оценки использования естественнонаучной информации, полученной из различных источников для осознанного определения собственной позиции по отношению к обсуждаемым в обществе проблемам (экологических, энергетических, сырьевых и др.);

Развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации полученных при этом результатов;

Воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использование достижений естественных наук для развития цивилизации; стремление к обоснованности высказываемой позиции и уважения к мнению оппонентов при обсуждении проблем; осознанного отношения в возможности опасных экологических и этических последствий, связанных с достижениями естественных наук;

Использование естественнонаучных знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, окружающей среды, энергосбережения.

Результаты изучения предмета

Деятельность учителя в обучении естествознания в средней (полной) школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов :

1) в - чувство гордости за российские естественные науки, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;

2) в трудовой сфере - готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной и профессиональной траектории;

3) в познавательной (когнитивной , интеллектуальной ) сфере - умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по естествознанию являются:

1) использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применении основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающего естественного мира;

2) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

3) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

4) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

5) использование различных источников для получения естественнонаучной информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.

В области предметных результатов изучение естествознания предоставляет ученику возможность на ступени среднего (полного) общего образования научиться:

1) в познавательной сфере -

А) давать определения изученным понятиям;

Б) описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого русский (родной) язык и язык естественных наук;

В) классифицировать изученные объекты и явления;

Г) наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, естественные явления, протекающие в природе и в быту;

Д) делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных естественнонаучных закономерностей, прогнозировать поведение и свойства неизученных естественнонаучных объектов по аналогии со свойствами изученных;

Е) структурировать изученный материал;

Ж) интерпретировать естественнонаучную информацию, полученную из других источников, оценивать ее научную достоверность;

З) самостоятельно добывать новое для себя естественнонаучное знание, используя для этого доступные источники информации

2) в ценностно-ориентационной сфере - анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека;

3) в трудовой сфере - проводить естественнонаучный эксперимент и выполнять индивидуальный проект исследовательского характера;

4) в сфере физической культуры - соблюдать правила техники безопасности при работе в кабинете естествознания (физики, химии, биологии), оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами, электрическим током и лабораторным оборудованием.

Первый курс

(114 ч, 3 ч в неделю, из них 2 ч – резервное время)

Тема

Примерное количество часов

Введение

Мегамир

Оболочки Земли

Макромир. Биосфера

Пространство и время

Резервное время

Всего

Тематическое планирование учебной дисциплины «Естествознание» для обучающихся 1 курса.

№№п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во час.

Введение

Введение в естествознание

Естествознание – единство наук о природе

Обобщающий урок «Естествознание – единство наук о природе»

Естественнонаучные методы познания мира

Эмпирический уровень научного познания

Практическая работа №1. Эмпирическое познание в изучении естествознания

Теоретический уровень научного познания

Семинар по теме «Теоретический уровень научного познания»

Язык естествознания. Биология

Язык естествознания. Химия

Язык естествознания. Физика

Естественнонаучные понятия, законы и теории

Естественнонаучная картина мира

16-17

Миры, в которых мы живем

Практическая работа № 2 «Наблюдение за горящей свечой»

Практическая работа № 3 «Наблюдение за прорастанием семян фасоли»

Практическая работа № 4 «Наблюдение за изменением температуры льда и его состоянием при нагревании»

21-22

Обобщающий урок по теме Естественнонаучные методы познания мира

23-24

Контрольная работа №1 Естествознание и методы его познания

Мегамир

25-26

Человек и Вселенная

27-28

Происхождение и строение Вселенной

Как человек изучает мегамир

Законы движении небесных тел

31-32

Галактики

33-34

Солнце и звезды

35-36

Солнечная система и её планеты

Практическая работа№5 «Изучение звездного неба с помощью подвижной карты»

Урок-дискуссия «Возможна ли жизнь на Марсе?»

Оболочки Земли

39-40

Строение Земли. Литосфера

Практическая работа №6 «Изучение коллекции горных пород»

Гидросфера. Океаны и моря

Воды океанов и морей

Воды суши

Практическая работа№7 «Изучение жесткой воды и устранение её жесткости»

Атмосфера. Погода

Атмосферное давление. Ветер

Влажность воздуха

Практическая работа№8 «Изучение параметров состояния воздуха в кабинете»

Обобщение по темам. Мегамир. Оболочки Земли

51-52

Контрольная работа №2 Мегамир. Оболочки Земли

Макромир. Биосфера

Жизнь, признаки живого и их относительность

Происхождение жизни на Земле

55-56

Химический состав клетки

Практическая работа №9 «Распознавание органических соединений»

Уровни организации жизни

Прокариоты и эукариоты

Практическая работа №10 «Изучение растительной и животной клетки»

Практическая работа №11 «Изучение микроскопического строения животной ткани»

Клеточная теория. Простейшие. Вирусы

Практическая работа «12 «Изучение простейших»

Экологические системы

Пищевые цепи. Экология. Экологические факторы

Практическая работа № 13 . Изучение взаимосвязей в искусственной экосистеме – аквариуме и составление цепей питания.

Биосфера

Глобальные экологические проблемы человечества и пути их решения

Практическая работа №14 «Изучение бытовых отходов»

Понятие биологической эволюции

71-72

Эволюционная теория

73-74

Обобщение по теме: «Макромир. Биосфера».

75-76

Контрольная работа № 3 Происхождение жизни на Земле. Уровни организации жизни. Основы экологии. Эволюционная теория.

Абиотические факторы и приспособленность к ним живых организмов

77-78

Особенности климата России. Зона арктических пустынь, тундр и лесотундр

Практическая работа № 15 Приспособленность организмов к среде обитания

Электромагнитная природа света

81-82

Оптические свойства света

Практическая работа № 16 Изучение волновых свойств света

Свет и приспособленность к нему живых организмов

Практическая работа № 17 Изучение изображения, даваемого линзой

Внутренняя энергия макроскопической системы

Тепловое равновесие. Температура

88-89

Температура и приспособленность к ней живых организмов

Строение молекулы и физические свойства воды

Практическая работа № 18 Измерение удельной теплоемкости воды

Электролитическая диссоциация

Растворимость. рН, как показатель среды раствора

Химические свойства воды

Практическая работа № 19

96-97

Вода – абиотический фактор в жизни растений

Урок-конференция. Вода – абиотический фактор в жизни живых организмов

Соленость как абиотический фактор

Почва как абиотический фактор

Практическая работа № 20 Изучение состава почвы

Биотические факторы окружающей среды

Обобщение по теме: «Абиотические факторы и приспособленность к ним живых организмов».

Контрольная работа № 4: «Абиотические факторы и приспособленность к ним живых организмов».

Пространство и время

Понятия пространства и времени

Биоритмы

Способы передачи информации в живой природе

Информация и человек

Ученическая конференция «Защита исследовательских проектов»

109-110

Защита исследовательских работ

111-112

Защита исследовательских работ

Повторение пройденного

113-114

Повторение пройденного

ВСЕГО:

Второй курс

(114 ч, 3 ч в неделю, из них 6 ч – резервное время) _____________________________________________________________

Распределение учебных часов по разделам программы

Тема

Примерное количество часов

Повторение курса 10-го класса

Микромир. Атома. Вещества

Химические реакции

Человек и его здоровье

Современное естествознание на службе человека

Резервное время

Всего

Тематическое планирование учебной дисциплины «Естествознание» для обучающихся 2 курса.

№№п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во час.

Повторение материала 1 курса

Многообразие естественного мира: мегамир, макромир, микромир

Биосфера. Уровни организации жизни на Земле.

Основные положения синтетической теории эволюции

Элементы термодинамики и теории относительности

Контрольная работа № 1 (диагностическая)

Микромир. Атомы. Вещества

9-10

Основные сведения о строении атома

Практическая работа № 1»Изучение фотографий треков заряженных частиц»

12-13

Открытие Д.И. Менделеевым периодического закона.

14-15

Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для формирования естественнонаучной картины мира

16-17

Благородные газы

Ионная химическая связь

19-20

Ковалентная химическая связь.

21-22

Металлы и сплавы. Металлическая химическая связь

23-24

Молекулярно-кинетическая теория

25-26

Агрегатные состояния веществ

27-28

Природный газ

Жидкие вещества. Нефть

30-31

Твердое состояние вещества. Жидкие кристаллы

Классификация неорганических веществ и ее относительность

33-34

Классификация органических соединений

35-36

Полимеры

37-38

Смеси, их состав и способы разделения

39-40

Дисперсные системы

41-42

Повторение и обобщение

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Республики Мордовия

среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

«Темниковский сельскохозяйственный колледж»

Рабочая программа учебной дисциплины «естествознание»

(образовательная программа среднего (полного) общего образования для среднего профессионального образования)

Специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет

сельского хозяйства»

Темников 2014

Обсуждена и одобрена на Составлена в соответствии с

заседании предметной государственными требованиями к

(цикловой) комиссии минимуму содержания и уровню

общеопрофессиональных и подготовки выпускников по

специальных дисциплин специальности 120701

протокол № 1 от «___»_____20___г. «Землеустройство»

Председатель ________ Е.Н.Гришина Зам. директора по учебной работе

Л.В.Щербакова

«___» __________ 20 ____г.

Составители: преподаватели ГБОУ РМ СПО (ССУЗ)

Игонова М.А.,Сергеева Л.Ю.

Рецензенты: преподаватель ГБОУ РМ СПО (ССУЗ)

«Темниковский сельскохозяйственный колледж» -

Дунин И.А.

Учитель МБОУ «Темниковская средняя общеобразовательная школа № 2» - Макеева Н.В.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС)

по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет сельского хозяйства».

Рецензия

на рабочую программу

профессионального модуля дисциплины «Естествознание»

38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет сельского хозяйства»

Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Рабочая программа не имеет явно выраженной профильной составляющей, однако включает в себя элементы профессионально направленного содержания, необходимые для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

Программа включает в себя три основных раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью: «Физика», «Химия с основами экологии», «Биология с основами экологии», обеспечивающих подготовку квалифицированных специалистов среднего звена по профессиям социально-экономического профиля. Такой подход к структурированию содержания программы не нарушает привычную логику естественно-научного образования, позволяет специалистам-предметникам использовать разработанные частные методики и преподавать естествознание совместно. Заметное место в программе занимают интегрирующие, межпредметные идеи и темы. Это, в первую очередь, содержание, освещающее естественно-научную картину мира, атомно-молекулярное строение вещества, превращение энергии, человека как биологический организм и с точки зрения его химического состава, а также вопросы экологии.

В программе для социально-экономического и гуманитарного профилей в учреждениях СПО представлены дидактические единицы, при изучении которых целесообразно акцентировать внимание на жизненно важных объектах природы и организме человека. Это вода и атмосфера, которые рассматриваются с точки зрения химических состава и свойств, их значения для жизнедеятельности людей («Химия с элементами экологии»). Это разделы, посвященные человеческому организму: важнейшие химические соединения в организме («Химия с элементами экологии»), системы органов, их функции, охрана здоровья, профилактика заболеваний и вредных привычек («Биология с элементами экологии»). Важно уделить внимание более глубокому изучению темы «Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности», вопросам экологического содержания. Вместе с тем, количество лабораторных работ и опытов в этом содержании программы значительно меньше. Программа может использоваться другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.

Рецензент: преподаватель ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Темниковский

сельскохозяйственный колледж» _____________И.А.Дунин

mob_info