Понятие параллельных вычислений общая схема организации. Параллельные вычислительные системы

Параллельные вычислительные процессы и системы (Лекция 13)

Виды параллелизма

Параллельная обработка данных имеет две разновидности: конвейерность и собственно параллельность.

Параллельная обработка. Если некое устройство выполняет одну операцию за единицу времени, то тысячу операций оно выполнит за тысячу единиц. Если предположить, что есть пять таких же независимых устройств, способных работать одновременно, то ту же тысячу операций система из пяти устройств может выполнить уже не за тысячу, а за двести единиц времени.

Конвейерная обработка. Что необходимо для сложения двух вещественных чисел, представленных в форме с плавающей запятой? Целое множество мелких операций таких, как сравнение порядков, выравнивание порядков, сложение мантисс, нормализация и т.п. Процессоры первых компьютеров выполняли все эти "микрооперации" для каждой пары аргументов последовательно одна за одной до тех пор, пока не доходили до окончательного результата, и лишь после этого переходили к обработке следующей пары слагаемых. Идея конвейерной обработки заключается в выделении отдельных этапов выполнения общей операции, причем каждый этап, выполнив свою работу, передавал бы результат следующему, одновременно принимая новую порцию входных данных. Получается очевидный выигрыш в скорости обработки за счет совмещения прежде разнесенных во времени операций. Предположим, что в операции можно выделить пять микроопераций, каждая из которых выполняется за одну единицу времени. Если есть одно неделимое последовательное устройство, то 100 пар аргументов оно обработает за 500 единиц. Если каждую микрооперацию выделить в отдельный этап (или иначе говорят– ступень) конвейерного устройства, то на пятой единице времени на разной стадии обработки такого устройства будут находится первые пять пар аргументов, а весь набор из ста пар будет обработан за 5 + 99 = 104 единицы времени – ускорение по сравнению с последовательным устройством почти в пять раз (по числу ступеней конвейера).

Казалось бы, конвейерную обработку можно с успехом заменить обычным параллелизмом, для чего продублировать основное устройство столько раз, сколько ступеней конвейера предполагается выделить. Но, увеличив в пять раз число устройств, мы значительно увеличиваем как объем аппаратуры, так и ее стоимость.

Реализация параллельных систем

Производительность компьютеров росла экспоненциально, начиная с 1945 года и до настоящего момента (если брать средний показатель за каждые 10 лет). Компьютерная архитектура претерпела значительные изменения, пройдя путь от последовательной до параллельной.

Производительность компьютера непосредственно зависит от времени, требующегося на выполнение основных функций и количество этих основных операций, которые могут быть выполнены одновременно. Время выполнения одной простейшей инструкции в конечном итоге ограничено.

Несложно сделать вывод, что нельзя ограничиваться увеличением скорости лишь за счет тактовой частоты процессоров. Зависимость от процессоров в конечном итоге заводит в тупик. Другая стратегия в этой области – использование внутреннего параллелизма в чипе процессора. Но такая технология очень дорога. Современные суперкомпьютеры основываются в большей степени на идее использование большого количества относительно не дорогих уже имеющихся процессоров.

Это подразумевает и такие системы, как: суперкомпьютеры, оборудованные тысячами процессоров; сети рабочих станций; мультипроцессорные рабочие станции и т.д.

Мультикомпьютер – это некоторое количество машин фон Неймана (узлов) связанных между собой сетью. Каждый компьютер выполняет свою программу. Эти программы могут иметь доступ к локальной памяти и умеют посылать и получать сообщения через сеть. Сообщения, используемые для связи между компьютерами, эквивалентны операциям чтения или записи с удаленной памятью. В идеализированной сети время доставки сообщения между машинами не зависит от расстояния между узлами или сетевого трафика, но зависит от длины отправляемого письма.

Определяющий параметр модели мультикомпьютера – это то, что доступ к локальной (в том же узле) памяти менее дорог, чем доступы к удаленной (находящейся в другом узле) памяти. Т.е. операции чтения и записи менее дороги, чем отправление или получение сообщений. Следовательно, желательно, чтобы обращение к локальным данным было гораздо более частым, чем к удаленным данным. Это фундаментальное свойство программного обеспечения называется локальностью. Значение локальности зависит от отношения стоимости дистанционного доступа к локальному.

Другие модели машин. Рассмотрим важнейшие компьютерные архитектуры. Мультикомпьютер очень похож на то, что часто называют компьютером с распределенной памятью MIMD (Multiple Instruction Multiple Data ). MIMD означает, что каждый процессор может обрабатывать отдельный поток инструкций над его собственными локальными данными. Распределенная память означает, что память распределена между процессорами. Принципиальным отличием MIMD компьютера от мультикомпьютера – это то, что стоимость доставки сообщения между двумя узлами не зависит от местоположения узла и сетевого трафика. Основные представители этого класса: IBM SP, Intel Paragon , Thinking Machines CM 5, Cray T 3D , Meiko CS -2, и CUBE .


Другой класс суперкомпьютеров – мультипроцессор или MIMD компьютер с разделяемой памятью. В мультипроцессоре все процессоры делят доступ к общей памяти, обычно через шину или через иерархию шин. В идеализированной модели параллельной машины с произвольным доступом (PRAM) часто используют теоретически изучаемые параллельные алгоритмы, любой процессор может получить доступ к любому элементу памяти в одно и то же время. Такая архитектура обычно подразумевает некоторые специальные формы устройства памяти. Количество обращений к разделяемой памяти уменьшается за счет хранения копий часто используемых данных в кэше, связанном с каждым процессором.

Доступ к этому кэшу намного быстрее, чем доступ к разделяемой памяти, следовательно, локальность очень важна. Программы, разработанные для мультикомпьютеров, могут так же эффективно работать на мультипроцессорах, потому что разделяемая память позволяет эффективную реализацию передачи сообщений. Представители этого класса – Silicon Graphics Challenge, Sequent Symmetry и многие мультипроцессорные рабочие станции.

Более специализированный класс параллельных компьютеров – это SIMD (Single Instruction Miltiple Data) компьютеры. В SIMD машинах все процессоры оперируют с одним и тем же потоком инструкций над различными порциями данных. Этот подход может уменьшить сложность программного и аппаратного обеспечения, но это имеет смысл только для специализированных проблем, характеризуемых высокой степенью закономерности, например обработка изображений и определенные виды цифрового моделирования. Алгоритмы, применимые на мультикомпьютерах, не могут в общих чертах эффективно выполняться в SIMD компьютерах.

Нейровычислительные системы.

Нейровычислительное устройство – это система, функционирование которой в максимальной степени ориентировано на реализацию нейросетевых алгоритмов. Основное отличие нейрокомпьютеров от других вычислительных систем – это обеспечение высокого параллелизма вычислений за счет применения специализированного нейросетевого логического базиса или конкретных архитектурных решений. Использование возможности представления нейросетевых алгоритмов для реализации на нейросетевом логическом базисе является основной предпосылкой резкого увеличения производительности нейрокомпьютеров.

Сейчас разработки цифровых нейрокомпьютеров наиболее активно ведутся по следующим направлениям:

· программная эмуляция нейросетевых алгоритмов на основе использования обычных вычислительных средств и ППО по моделированию нейросетей;

· программно-аппаратная эмуляция нейросетей на основе стандартных вычислительных средств с подключаемым виртуальным нейросетевым блоком, выполняющим основные нейрооперации, и ППО, осуществляющим функции общего управления;

· аппаратная реализация нейронных сетей.

Несмотря на то, что наибольшего эффекта при реализации нейросетевых алгоритмов удается добиться лишь с использованием нейрокомпьютеров третьего направления, их широкое применение ограничивается высокой. Например, нейрокомпьютер Synaps1 – один из представителей нейрокомпьютеров третьего направления, имеет мультипроцессорную архитектуру, оригинальное построение подсистемы памяти, а для выполнения вычислительных операций использует сигнальные процессоры и специальные сигнальные матричные процессоры МА16. За счет этого производительность нейрокомпьютера составила порядка несколько миллиардов умножений и сложений в секунду. Программное обеспечение данной системы включает в себя ОС Synaps1 с библиотекой нейроалгоритмов, а также ППО: базовую библиотеку НС, компилятор языка программирования нейроалгоритмов (nAPL) (набор библиотечных функций для С++) и т.п. Прикладные исследования показали, что использование нейрокомпьютеров третьего направления позволяет повысить производительность обычных вычислительных систем как минимум на три порядка и моделировать НС с миллионами соединений. Так, например, Synaps1 позволяет моделировать нейросеть с 64 миллионами синапсов с использованием различных активационных функций.

Два класса компьютерных систем, которые иногда используют как параллельные компьютеры – это локальная сеть (LAN), в которой компьютеры, находящиеся в физической близости (например, то же строение), связываются быстрой сетью, и глобальная сеть (WAN), в которой соединены географически удаленные компьютеры. Хотя системы такого типа доставляют дополнительные проблемы, такие как безопасность, надежность, они могут быть рассмотрены для различных целей как мультикомпьютеры, хотя и с высокой стоимостью удаленного доступа.

Сложности использования параллельных систем

Гигантская производительность параллельных компьютеров и супер-ЭВМ с лихвой компенсируется сложностями их использования.

У вас есть программа и доступ, скажем, к 256-процессорному компьютеру. Что вы ожидаете? Да ясно что: вы вполне законно ожидаете, что программа будет выполняться в 256 раз быстрее, чем на одном процессоре. А вот как раз этого, скорее всего, и не будет.

Закон Амдала. Предположим, что в программе доля операций, которые нужно выполнять последовательно, равна f, где 0<=f <=1 (при этом доля понимается не по статическому числу строк кода, а по числу операций в процессе выполнения). Крайние случаи в значениях f соответствуют полностью параллельным (f = 0) и полностью последовательным (f = 1) программам. Тогда для того, чтобы оценить, какое ускорение S может быть получено на компьютере из "p" процессоров при данном значении f, можно воспользоваться законом Амдала: если 9/10 программы исполняется параллельно, а 1/10 по-прежнему последовательно, то ускорения более, чем в 10 раз получить в принципе невозможно вне зависимости от качества реализации параллельной части кода и числа используемых процессоров (10 получается только в том случае, когда время исполнения параллельной части равно 0).

Следствие закона Амдала. Для того, чтобы ускорить выполнение программы в q раз, необходимо ускорить не менее, чем в q раз не менее, чем (1-1/q ) -ю часть программы. Следовательно, если есть желание ускорить программу в 100 раз по сравнению с ее последовательным вариантом, то необходимо получить не меньшее ускорение не менее, чем для 99.99% кода!

Таким образом, заставить параллельную вычислительную систему работать с максимальной эффективностью на конкретной программе это задача не из простых, поскольку необходимо тщательное согласование структуры программ и алгоритмов с особенностями архитектуры параллельных вычислительных систем.

Программирование параллельных систем

Модель машины фон Неймана предполагает, что процессор выполняет последовательность инструкций. Инструкции могут определять в дополнение к различным арифметическим операциям адреса данных, которые надо прочитать/записать в памяти, и/или адрес следующей инструкции, которую надо выполнить. Пока возможно только программировать компьютер с точки зрения этой основной модели, этот метод для большинства целей недопустимо сложен из-за того, что мы должны следить за миллионами позиций памяти и организовать выполнение тысяч машинных инструкций. Следовательно, прикладывается модульная техника разработки, посредством которой сложные программы создаются из простых компонент, и компоненты структуры с точки зрения абстракций более высокого уровня (такие, как структуры данных, итерационные циклы и процедуры). Абстракции (например, процедуры) делают эксплуатацию модульности легче, допуская объекты, которыми должны управлять без беспокойства для их внутренней структуры. Так сделаны высокоуровневые языки, как, например, Fortran, C, Ada и Java , которые допускают разработку, выраженную с точки зрения этих абстракций, которые переводятся автоматически в выполняемый код. Параллельное программирование вводит дополнительные источники сложности: если мы должны запрограммировать на самом низком уровне, нам нужно не только увеличить количество выполняемых инструкций, но также управлять выполнением тысяч процессоров и координированием миллионов межпроцессорных взаимодействий. Следовательно, абстракция и модульность по крайней мере так же важны, как и в последовательном программировании. Фактически, мы выделим модульность как четвертое фундаментальное требование для параллельного программного обеспечения, дополнительно к параллелизму, масштабируемости, и локальности.

Основные абстракции, используемые в параллельном программиро-вании, сводятся к задачам и каналам:

1.Параллельное вычисление состоит из одной или более задач. Задачи выполняются параллельно. Количество задач может меняться во время выполнения программы.

2.Задача изолирует последовательную программу и локальную память. Вдобавок набор вводов и выводов определяет свой интерфейс в своей среде.

3.Задача может выполнять четыре основных действия дополнительно к чтению и записи в локальной памяти: послать сообщение на свои порты вывода, получить сообщение со своих портов ввода, создать новые задачи и уничтожить (завершить) задачу.

4.Операция отправления сообщения – асинхронная, она завершается немедленно. Операция получения – синхронная, она вызывает выполнение задачи, блокируя процесс, пока сообщение не будет получено.

5.Пары ввода/вывода могут связываться сообщениями в очереди, называемыми каналами. Каналы могут создаваться и удаляться, и ссылки на каналы (порты) способны включаться в сообщения, так что связность изменяется динамически.

6.Задания могут отображаться в физических процессорах различными способами; отображающее применение не влияет на семантику программы. Конкретно многочисленные задания могут отображаться в единственном процессоре (можно также представить, что единичная задача может быть отображенной в множестве процессоров, но эта возможность здесь не учитывается.)

Абстракция задач требует свойство локальности: данные, содержащиеся в локальной памяти задачи – «закрытые»; другие данные – «удаленные». Канальная абстракция обеспечивает механизм для указания, вычисление каких данных из одной задачи требуется для начала работы другой задачи. (Это охарактеризовано зависимостью данных). Модель задач и каналов обладает и некоторыми другими свойствами:

Производительность . Последовательные абстракции программирования, такие как, например, процедуры и структуры данных, эффективны из-за того, что они могут быть отображены просто и эффективно в компьютере фон Неймана. Задачи и каналы имеют аналогично прямое распределение в мультикомпьютере. Задача представляет часть кода, который может быть выполнен последовательно в единственном процессоре. Если две задачи, которые делят канал, отображаются в других процессорах, канальное соединение осуществлено как межпроцессорное соединение; если они отображаются в том же процессоре, могут быть использованы некоторые более эффективные механизмы.

Независимость распределения . Поскольку задания взаимодействуют, используя тот же механизм (каналы) независимо от положения задачи, результат вычисленный программой не зависит от того, где задача выполняется. Следовательно, алгоритмы могут разрабатываться и осуществляться без беспокойства о количестве процессоров, на которых они будут выполняться; фактически, алгоритмы часто разрабатываются так, что создают гораздо больше задач, чем процессоров. Это простой путь достижения масштабности: когда количество процессоров увеличивается, количество задач на процессор уменьшается, но сам алгоритм не должен быть модифицирован. Когда имеется большее число задач, чем процессоры смогли бы обслуживать, чтобы замаскировать задержки связи, обеспечиваются другие вычисления, которые могут выполняться, пока выполняется связь для доступа к удаленным данным.

Модульность . В модульном составлении программы различные компоненты программ разрабатываются отдельно как независимые модули и затем объединяются, чтобы получить полную программу. Взаимодействие между модулями ограничивается отчетливо выраженными интерфейсами. Следовательно, модульные реализации могут быть изменены без модификации других компонент, и свойства программы могут определяться из спецификации ее модулей и кода, который соединяет эти модули вместе. Когда успешно приложена модульная разработка, уменьшается программная сложность и облегчается многократное использование кода.

Детерминизм . Алгоритм или программа детерминированы, если при выполнении с конкретным вводом всегда получается один и тот же вывод. Он недетерминирован, если многочисленные выполнения с тем же вводом могут дать другой вывод. Хотя недетерминизм иногда полезен и должен поддерживаться, параллельная модель программирования, которая облегчает написание детерминированных программ, очень желательна. Детерминированные программы имеют тенденцию быть более понятными. Также при проверке на правильность должна вычисляться только одна последовательность выполнения параллельной программы, а не все возможные для выполнения.

Текущая версия страницы пока не проверялась

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 5 октября 2014; проверки требуют.

Параллельные вычисления - способ организации компьютерных вычислений , при котором программы разрабатываются как набор взаимодействующих вычислительных процессов, работающих параллельно (одновременно). Термин охватывает совокупность вопросов параллелизма в программировании , а также создание эффективно действующих аппаратных реализаций . Теория параллельных вычислений составляет раздел прикладной теории алгоритмов .

Существуют различные способы реализации параллельных вычислений. Например, каждый вычислительный процесс может быть реализован в виде процесса операционной системы , либо же вычислительные процессы могут представлять собой набор потоков выполнения внутри одного процесса ОС. Параллельные программы могут физически исполняться либо последовательно на единственном процессоре - перемежая по очереди шаги выполнения каждого вычислительного процесса, либо параллельно - выделяя каждому вычислительному процессу один или несколько процессоров (находящихся рядом или распределённых в компьютерную сеть).

Основная сложность при проектировании параллельных программ - обеспечить правильную последовательность взаимодействий между различными вычислительными процессами, а также координацию ресурсов, разделяемых между процессами.

В некоторых параллельных системах программирования передача данных между компонентами скрыта от программиста (например, с помощью механизма обещаний), тогда как в других она должна указываться явно. Явные взаимодействия могут быть разделены на два типа:

Параллельные системы, основанные на обмене сообщениями, зачастую более просты для понимания, чем системы с разделяемой памятью, и обычно рассматриваются как более совершенный метод параллельного программирования. Существует большой выбор математических теорий для изучения и анализа систем с передачей сообщений, включая модель акторов и различные виды исчислений процессов . Обмен сообщениями может быть эффективно реализован на симметричных мультипроцессорах как с разделяемой когерентной памятью, так и без неё.

У параллелизма с распределенной памятью и с передачей сообщений разные характеристики производительности. Обычно (но не всегда), накладные расходы памяти на процесс и времени на переключение задач у систем с передачей сообщений ниже, однако передача самих сообщений более накладна, чем вызовы процедур. Эти различия часто перекрываются другими факторами, влияющими на производительность.

Плаксин М.А.

Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (Пермский филиал), г.Пермь, к.ф.м.н., доцент кафедры информационных технологи в бизнесе, mapl @ list. ru

«СУПЕРКОМПЬЮТЕРЫ» VS «ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ». «ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ» VS «СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ». КАК ИЗУЧАТЬ ТЕМУ «ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ» В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ?

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Информатика, параллельное программирование, параллельные вычисления, параллельные алгоритмы, суперкомпьютеры, начальная школа, средняя школа, ТРИЗформашка.

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена вопросу о включении в школьный курс информатики темы «параллельные вычисления». Упоминается ряд возникающих при этом проблем, рассматривается цель изучения темы, отбор материала, некоторые предложения по методике обучения, механизмы апробации предложенной методики и накопленный опыт. Не затрагивается вопрос о месте этого материала в учебной программе.

Современный этап развития computer science связан с массовым распространением параллелизма вычислений на всех уровнях (многомашинные кластеры, многопроцессорные ЭВМ, многоядерные процессоры).

Массовое распространение параллелизма влечет серьезные последствия, которые еще предстоит выявить и проанализировать. Начнем с перечисления некоторых теоретических проблем.

Современная теория алгоритмов создавалась в расчете на понятие последовательного алгоритма. Каким образом отразится на понятии алгоритма отказ от требования последовательности выполнения шагов?

По крайней мере последние 20 лет понятие «алгоритм» вводилось в школе в неразрывной связке с понятием «исполнитель». Для последовательного алгоритма это естественно. Как быть с алгоритмом параллельным? Его выполняет один исполнитель или группа исполнителей? Для конкретности в качестве примера рассмотрим компьютерную обучающую программу «Танковый экипаж» . В этой программе от учащегося требуется запрограммировать действия экипажа танка, состоящего из трех человек: наводчика, водителя и заряжающего. Каждый из них имеет свою систему команд. Для того, чтобы выполнить боевую задачу (поразить все цели), все члены экипажа должны действовать согласованно. Пример игрового поля программы «Танковый экипаж» см. на рис.1.

Вопрос: надо ли рассматривать этих трех действующих лиц как независимых исполнителей или как три составные части (устройства) одного сложного исполнителя? Для экипажа танка более естественным представляется второй вариант, поскольку ни один персонаж сам по себе выполнить задание не в состоянии. Но как быть, если игра будет усложнена, и боевая задача будет поставлена сразу для двух танков? Для трех танков? Трех членов одного экипажа вполне можно рассматривать как три части одного исполнителя. Но каждый экипаж очевидно является самостоятельным исполнителем. Значит, параллельный алгоритм для нескольких танков будет выполняться сразу группой исполнителей. Получается, что для параллельного алгоритма рассматривать надо обе возможности: выполнение параллельных действий одним исполнителем и группой исполнителей. В случае танкового экипажа границу провести просто. Исполнитель - это тот, кто в состоянии решить поставленную задачу. Этот исполнитель может состоять из нескольких компонент, каждая из которых выполняет некую часть задания, но не может самостоятельно без помощи других компонент выполнить задание целиком. Но всегда ли разделение «целых исполнителей» и частей сложного исполнителя будет также просто - сейчас сказать нельзя.

Файл 1*ра Окне О программе

Вьполиеть все

Bbno.n«fTb до выделенной строки

Вернуть в начальное попаже**»

быпопнлтъ пошагово (после выполнения «.ладом команды несйкоа^« будет наждтъ кнопки гВ ыголг«п-ъ следующий uwr")

Ё ЬГВД iTHWTt. спеауюшнй шаг

Осглноснть пошаговое

Рис.1. Фрагмент игрового поля программы «Танковый экипаж»

Выделение частей исполнителя, способных к самостоятельным действиям, требует как-то эти части назвать. Причем название должно допускать рекурсию, поскольку действующие части исполнителя сами могут иметь сложную структуру.

Нужно договориться о термине для обозначения группы совместно действующих исполнителей. Термин «команда» не годится, ассоциируется с «системой команд исполнителя» и с «командами центрального процессора». «Коллектив исполнителей»? «Бригада исполнителей»?

Ш. Алгоритм

н Наезд1«; Водитель Заряжающий

1 Пмер^ть орун* по «освой сгклл V Стоп V Зарядить 1

г Пци V Стоп V Зарядить 2

3 Опт! V Повернуться прет« часовой стрелки на 90 градусов V Зарядить 1 V

Л V В перш V Зарядить? V

5 Огонь! V Стоп V Зарядить 1

Í П^чм V Ст*п V Зарясь? V

7 Огонь! V Стоп V Зарядить 1 V

3 Па^ V Повернуться па часовой стрелке на 45 градусов V Зарядить 2 V

S Пауя V Вперйа V Пауза V

10 Пвдэа V Вперед V Пауза ¿d

11 Плрл V Вперед V Пауза V

12 Паум V Повернуться по часовой стрелке на 45 градусов V Пауза V

13 Падм V Вперед V Пауза V

14 V n&stpHyTbtft то чксевн стрелке на 45 градус« V Зар^а^ьТ V

Рис.2. Фрагмент программы для «Танкового экипажа» (пример линеек команд) Требует доработки традиционное понятие «системы команд исполнителя» (СКИ) и само понятие команды. Если мы считаем, что три члена танкового экипажа образуют единого исполнителя, то что считать СКИ этого исполнителя? И что считать командой? Или оставить понятие СКИ для каждого персонажа? То есть это уже не система команд ИСПОЛНИТЕЛЯ, а система команд одной из компонент исполнителя (для которой еще нет названия)?

Понятие команды удобно расширить до «линейки команд». Пример линеек команд танкового экипажа см. на рис.2. Однако понятие «линейки команд» хорошо работает только для линейных алгоритмов. В остальных случаях линейки формируются динамически. Изобразить их в виде наглядной таблицы невозможно.

Среди свойств алгоритмов выделяется новая практически значимая характеристика: способность к распараллеливанию. Уточняющий вопрос - о возможной степени распараллеливания (до какой степени имеет смысл увеличивать количество процессоров при выполнении данного алгоритма).

Отдельный вопрос - методы распараллеливания уже существующих последовательных алгоритмов.

До недавнего времени параллельное программирование было уделом небольшого числа высоко квалифицированных системных программистов. Сегодня оно становится частью профессиональной компетенции. Но технология параллельного программирования существенно отличается от традиционного последовательного. В подтверждение этого утверждения вслед за Л.Л. Босовой процитируем крупнейшего российского специалиста в области параллельных вычислений В.В. Воеводина :

«... Освоение вычислительной техники параллельной архитектуры... молодыми специалистами идет с большими трудностями. На наш взгляд, это связано с тем, что знакомство с параллельными вычислениями, как и образование в этой области в целом, начинается не с того, с чего надо бы начинать. К тому же то, с чего надо начинать, не рассказывается ни в каких курсах вообще. Возможность быстрого решения задач на вычислительной технике параллельной архитектуры вынуждает пользователей изменять весь привычный стиль взаимодействия с компьютерами. По сравнению, например, с персональными компьютерами и рабочими станциями меняется практически все: применяются другие языки программирования, видоизменяется большинство алгоритмов, от пользователей требуется предоставление многочисленных нестандартных и трудно добываемых характеристик решаемых задач, интерфейс перестает быть дружественным и т.п. Важным является то обстоятельство, что неполнота учета новых условий работы может в значительной мере снизить эффективность использования новой и, к тому же, достаточно дорогой техники.»

«Важно лишь, чтобы обучающийся как можно раньше узнал, что существуют другие способы организации вычислительных процессов, а не только последовательное выполнение «операция за операцией», что на этих других способах строится самая мощная современная вычислительная техника, что только на такой технике удается решать крупные промышленные и научные задачи и т.д. Важно, в первую очередь, для того, чтобы как можно раньше обратить внимание обучающихся на необходимость критического отношения к философии последовательных вычислений. Ведь именно с этой философией им приходится сталкиваться на протяжении всего образования как в школе, так и в вузе. И именно эта философия мешает пониманию особенностей работы на вычислительной технике параллельной архитектуры.»

Сегодня нам нужны методики для массового обучения технологии параллельного программирования. Автор данной статьи считает, что в процессе обучения настало время для переворота в отношениях последовательного и параллельного программирования. До сих пор мы сначала учили последовательному программированию, а потом - распараллеливанию последовательных алгоритмов. Сейчас надо ставить вопрос о том, чтобы сразу учить параллельному программированию. А последовательный алгоритм рассматривать как некую часть параллельного алгоритма, которая не требует связи с другими его частями. Как это делать - вопрос открытый. Пока есть некоторые идеи, которые нуждаются в практическом воплощении и апробации. Есть надежда, что через год на следующей конференции можно будет обсудить полученные результаты.

Тридцать лет назад начинающаяся массовая компьютеризация производства потребовала увеличения уровня компьютерной грамотности населения. Это привело к введению в школьную программу в 1985 г. курса информатики. Но курс информатики в советском (затем в российском) исполнении не сводился к «кнопочной информатике» - к освоению технологии работы с пакетами прикладными программ и компьютерными играми. Он начал изменять стиль мышления подрастающего поколения. В первую очередь это касалось алгоритмичности, точности, строгости. Затем курс информатики вобрал в себя элементы логики и системного анализа. Впоследствии все это значительно упростило распространение так необходимого в XXI в. проектного подхода. Сейчас речь идет о том, что в течение следующего десятилетия параллельные алгоритмы должны стать

элементом общей культуры мышления. Вопрос: каким образом скажется на мышлении следующего поколения освоение понятия параллельного алгоритма, к чему приведет перестройка сознания «на параллельный лад»?

Массовое распространение параллельной обработки информации делает актуальным перемещение соответствующих понятий в разряд общедоступных и общекультурных. Знакомство с параллельными алгоритмами должно стать частью грамотности так, как это за последнюю четверть века произошло с базовыми понятиями теории алгоритмов. Сделать это можно только одним путем - включением соответствующих тем в школьный курс информатики. Значит, нужна методика начального знакомства с параллельным программированием на уровне средней школы.

Исторически первая попытка включения тематики параллельных вычислений в школьный курс информатики была сделана еще двадцать лет назад. Двадцать лет назад в курсе под названием «Алгоритмика» был описан исполнитель «Директор строительства», который командовал параллельными действиями нескольких бригад, строящих сооружение из блоков прямоугольной и треугольной формы. Более того, для этого исполнителя была создана программная реализация. Увы! Эта замечательная методическая разработка в середине 90-х оказалась не востребована. Она почти на двадцать лет опередила свое время!

Сегодня положение сложилось так, что тематика параллельных вычислений в средней школе в первую очередь оказалась связана с темой суперкомпьютеров. Именно на суперкомпьютерах акцентируют внимание учащихся авторы различных методических разработок , даже тогда, когда в этом нет необходимости. Достаточно сказать, что соответствующий раздел в журнале «Информатика в школе» носит название «Суперкомпьютерное образование в школе». Такая ситуация имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Среди положительных сторон надо назвать:

Интерес, который вызывает в обществе, в том числе, в среде учащихся, тема суперкомпьютеров. Этот интерес повторяет на современном уровне интерес, который полвека назад вызывали большие машины - суперкомпьютеры своего времени;

Организационную поддержку со стороны суперкомпьютерного сообщества. Каждое лето на факультете вычислительной математики и кибернетики МГУ проводится Летняя Суперкомпьютерная Академия . И каждое лето в рамках этой Академии организуется школьный трек для учителей информатики. Обучение проводится бесплатно. Иногородние слушатели обеспечиваются жильем на весьма льготных условиях. На конференции Russian Supercomputing Days в сентябре 2015 г. была организована школьная секция и мастер-класс для учителей информатики. Последовательная организационная работа привела к выявлению и формированию группы учителей, заинтересованных в продвижении данной тематики;

Наличие яркого харизматичного лидера, каковым является Владимир Валентинович Воеводин - доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент РАН, заместитель директора Научно-исследовательского вычислительного центра Московского государственного университета;

Интерес и поддержку (в том числе, материальную) со стороны российского представительства фирмы Интел и менеджера по стратегическому развитию фирмы Интел Игоря Олеговича Одинцова.

Недостаток «суперкомпьютерного» подхода заключается в зауживании тематики параллельных вычислений. Сами суперкомпьютеры школьникам, как правило, недоступны (разве что в крупных городах на них можно поглазеть на экскурсии). Задачи, на решение которых они нацелены, для школьников слишком сложны и, в большинстве случаев, не имеют непосредственной практической значимости и не представляют практического интереса.

Естественным расширением суперкомпьютерной тематики является изучение параллельного программирования. В настоящее время для выполнения параллельных программ совсем не обязательно иметь суперЭВМ. Достаточно многоядерного процессора или видеокарты с набором графических ускорителей. А это доступно уже почти всем. Из работ в этом направлении отметим кандидатскую диссертацию М.А. Соколовской по методике обучения будущих учителей информатики основам параллельного программирования и опыт Е.Ю. Киселевой по освоению школьниками технологии CUDA .

По мнению автора данной статьи сосредоточение внимания на спуерЭВМ и параллельном программировании существенно обедняет и усложняет тему параллельных вычислений, отвлекает учащихся от множества важных и доступных вопросов. Целью темы «параллельные

вычисления» в средней школе является не обучение «реальному» параллельному программированию (изучение соответствующих языковых конструкций, языков программирования и технологий), а ознакомление учащихся с соответствующим набором понятий и понимание особенностей параллельной работы. Мир вокруг и внутри нас представляет собой сложную параллельную систему. И эта система сама по себе дает массу материала для освоения понятий и механизмов параллелизма. Никакие сложные искусственные конструкции типа технологий MPI и OpenMP для этого не нужны. Школьная информатика должна воспитать мышление, настроенное на «параллельный лад». А дальше университет пусть закладывает в это мышление профессиональные знания, умения, навыки. В школе акцентировать имеет смысл не знакомство с суперкомпьютерами и изучение параллельного программирования, а освоение механизмов «совместной деятельности», постоянно и широко используемых в жизни. В курсе предлагается отразить следующие вопросы:

1) Совместная работа нескольких исполнителей (копание канавы несколькими землекопами) и распараллеливание «внутри» одного исполнителя при наличии нескольких обрабатывающих устройств (читаю и ем яблоко). В computer science это будут многомашинный комплекс и многоядерный процессор.

2) Виды параллелизма: параллелизм истинный и псевдопараллелизм (один процессор выполняет частями несколько программ).

3) Исполнители однотипные (землекопы) и разнотипные (экипаж танка).

4) Работы однотипные и разнотипные.

5) Соотношение «исполнители - работы»: 1 исполнитель - 1 работа, 1 исполнитель - N работ (псевдопараллельное выполнение или истинный параллелизм при наличии нескольких обрабатывающих устройств для разных работ), N исполнителей - 1 работа, N исполнителей - N работ.

6) Согласование деятельности исполнителей. Виды согласования: по частям работы, по времени, по результатам деятельности, по ресурсам.

7) Ресурсы. Ресурсы разделяемые и неразделяемые, расходуемые и повторно используемые. Утилизация потребленных ресурсов («сборка мусора» в широком смысле).

8) Выполнение одной и той же работы одним исполнителем и группой исполнителей. Зависимость скорости работы от количества исполнителей. Зависимость стоимости работы от количества исполнителей. Нелинейный рост скорости работы при росте количества исполнителей. Критический путь. Оптимальное количество исполнителей. Оптимальная загрузка исполнителей. Оптимальный порядок действий. Балансировка нагрузки.

9) Конкуренция исполнителей за ресурсы. Блокировка. Клинч (тупик).

10) Механизмы согласования действий исполнителей.

11) Псевдопараллельное выполнение процессов на компьютере (разделение между исполнителями-процессами одного ресурса - процессора).

12) Пригодность алгоритмов к распараллеливанию. Возможная степень распараллеливания. Существование алгоритмов, не поддающихся распараллеливанию.

Отметим, что приведенный список представляет собой частное мнение автора статьи и открыт для обсуждения, дополнения и корректировки. Более того, по мнению автора было бы очень полезно, чтобы «суперкомпьютерное сообщество» сформулировало «социальный заказ» для школы: какие именно знания-умения-навыки оно хочет видеть в выпускниках школы. Чем выпускник школы «суперкомпьютерного мира» должен отличаться от выпускника сегодняшнего? Будет заказ - будет и результат. Свежий пример. В первый день Russian Supercomputing Days-2015 в двух докладах прозвучала мысль, что быстродействие современных суперЭВМ определяется не мощностью процессоров (которая находится в центре внимания публики), а быстродействием оперативной памяти. Именно она становится бутылочным горлышком, пропускная способность которого определяет продуктивность всей системы. В результате на второй день конференции участники учительского мастер-класса обкатывали придуманную автором данной статьи игру, демонстрирующую взаимодействие центрального процессора, оперативной памяти и кэш-памяти. Порядок и форма изложения материала - вопрос открытый.

Материал должен быть продемонстрирован на примерах, не связанных с работой ЭВМ. Исполнители должны манипулировать материальными объектами.

Как можно большая часть обучения должна носить характер деловых (организационно-деятельностных) игр.

Выполнение этих требований упростит понимание изучаемого материала. Это будет полезно как при использовании данной методики на уроках информатики в школе (в том числе, начальной!), так и при обучении взрослых: учителей информатики и студентов. Школьник, школьный учитель, студент непрофильной специальности смогут остановиться на уровне ознакомления и понимания. Студент-профессионал должен будет сделать следующий шаг и от знакомства перейти к изучению этих механизмов на профессиональном уровне. Но это уже - шаг за пределы методики начального ознакомления с темой.

Работу над подготовкой методики изучения параллельных вычислений автор данной статьи начал в 2013 г. в ходе подготовки конкурса «ТРИЗформашка-2013» и продолжил в последующие годы .

(«ТРИЗформашка» - межрегиональный Интернет-конкурс по информатике, системному анализу и ТРИЗ. Проводится ежегодно во второй половине марта. Возраст участников - с I класса до IV курса. География - от Владивостока до Риги. Среднее число участников - 100 команд (300 чел.), максимальное - 202 команды (более 600 чел.). Сайт конкурса www. trizformashka . ru.) Тогда, в 2013 г. цель работы была сформулирована следующим образом:

1. В течение двух-трех лет подготовить описание исполнителей, набор игр и задач, связанных с параллельными вычислениями;

2. Предложить их (по частям, ежегодно) участникам конкурса;

3. Проанализировать их реакцию (оценить количество решавших, их возраст, успешность решения, типичные ошибки, обнаруженные неточности в формулировке задач и т.д.). Конкурс «ТРИЗформашка» оказался удобным инструментом отладки задач, поскольку

позволял получить реакцию всех возрастов (от I класса до IV курса), из различных регионов, из различных учебных заведений.

За прошедшие годы был подготовлен следующий набор методических инструментов и площадок для их апробации.

1. Задания на параллелизм, начиная с 2013 г., вошли в конкурс «ТРИЗформашка» (начиная с 2013 г., конкурс имеет подзаголовок «Параллельные вычисления»). Список типов заданий приведен ниже;

2. Подготовлена глава про параллелизм для новой версии учебника информатики для 4 класса . Материал прошел апробацию в 3-х и 4-х классах Лицея №10 г.Перми;

3. Разработана и с 2014 г. используется в конкурсе «ТРИЗформашка» компьютерная игра «Танковый экипаж» ;

4. Разработан и прошел апробацию ряд игр , в которых отражены следующие вопросы:

Согласование деятельности исполнителей. Различные виды согласования;

Выполнение одной и той же работы одним исполнителем и группой исполнителей. Зависимость скорости работы от количества исполнителей. Нелинейный рост скорости работы при росте количества исполнителей. Критический путь. Оптимальное количество исполнителей. Оптимальная загрузка исполнителей. Оптимальный порядок действий;

Ресурсы. Ресурсы разделяемые и неразделяемые;

Конкуренция исполнителей за ресурсы. Блокировка. Клинч (тупик). Были предложены и опробованы следующие типы задач :

1. Задачи на виды согласования. (Какие виды согласования существуют в школьной столовой?);

2. Игра «Танковый экипаж». Задание на построение параллельного алгоритма;

3. Исполнитель «Стройка» . Одновременно работающие бригады строят сооружение из горизонтальных и вертикальных балок. Задания включают в себя задания на исполнение указанного алгоритма, на разработку нового алгоритма, на поиск ошибок в заданном алгоритме, на исследование алгоритмов (сравнение сроков строительства по разным алгоритмам, сравнение стоимости строительства, оценка возможности сэкономить за счет перераспределения рабочей силы и др.);

4. Конкуренция за ресурсы. Три поросенка готовят каждый сам себе обед. Для каждого поросенка указано, какие блюда он готовит, какие ресурсы (оборудование, посуда и т.д.) ему для этого нужны и в течение какого времени эти ресурсы должны использоваться. Требуется составить график работы каждого поросенка, если он готовит на кухне один, если они готовят парами, если готовят все трое сразу. Время приготовления пищи должно быть минимизировано;

5. Сетевой график. Дан сетевой график. Требуется изобразить (схематически) сооружение, которое будет построено, определить, сколько дней потребуется для строительства при том или ином числе бригад, какая часть работы будет выполнена к определенному времени;

6. Ярусно-параллельные формы. Планирование работ по разным критериям. Дано задание на работу, производительность работников, правила оплаты. Требуется определить количество работников, нужных, чтобы выполнить работу в заданное время, определить срок работы при заданном количестве работников, определить количество работников, нужное для минимизации стоимости работ;

7. Диаграммы Ганта. Описан текстом план работ по реконструкции цеха: продолжительность и взаимная последовательность действий, требуемые работники. Требуется определить срок сдачи объекта, изменение срока при тех или иных изменениях в рабочей силе, список работников, задействованных на конкретную дату.

8. Согласование повторяющихся работ. Пусть дано задание в минимальный срок изготовить партию приборов, при условии, что каждый прибор должен пройти обработку на разном оборудовании, имеется разное количество оборудования с разной производительностью. Требуется спланировать время начала и работы каждого оборудования, минимизировать простои.

На сегодня имеем в наличии следующие результаты:

1. Сформулирован подход с изучению темы «параллельные вычисления»: идти не от проблем computer science, а «от жизни», делать акцент на «совместной деятельности»;

2. Сформулирован перечень вопросов, которые предлагается отразить в начальном курсе параллельных вычислений;

3. Сформулированы некоторые классы задач. На основании накопленного опыта можно оценить, какого рода задачи стоит придумывать;

4. Подготовлен набор задач названных классов. Задачи прошли апробацию в конкурсах «ТРИЗформашка» за 2013, 2014, 2015 гг. и/или в начальной школе (на занятиях с учениками третьих-четвертых классов лицея №10 г.Перми);

5. Подготовлен набор деловых игр. Игры прошли апробацию в начальной школе и на ряде мероприятий для учителей. В частности, были представлены на школьном треке Летней Суперкомпьютерной Академии ВМК МГУ в 2014 г., на мастер-классе для учителей на Russian Supercomputing Days-2015, на нескольких других конференциях (в том числе, на конференции ИТ-0бразование-2015 ассоциации АПКИТ) и других мероприятиях для учителей информатики;

6. Подготовлен набор текстов про параллелизм для учебника IV класса. Тексты прошли апробацию в лицее №10 г.Перми;

7. Подготовлена компьютерная игра «Танковый экипаж». Игра прошла апробацию в конкурсах «ТРИЗформашка» 2014 и 2015;

8. Конкурс «ТРИЗформашка» оправдал себя в качестве апробационной площадки;

9. Сформулирована задача «провести рокировку» в процессе обучения алгоритмизации: учить сразу параллельному программированию, представляя последовательный алгоритм частью параллельного. Есть мысли о том, как можно реализовать эту идею. Есть возможность опробовать эти идея в течение текущего учебного года (на учащихся 4-х - 5-х классов);

10. Есть потребность, желание и возможность продолжать работу.

Литература

1. Алгоритмика: 5-7 классы: Учебник и задачник для общеобразоват. учебных заведений /А.К. Звонкин, А.Г. Кулаков, С.К. Ландо, А.Л. Семенов, А.Х. Шень. - М.: Дрофа, 1996.

2. Босова Л.Л. Параллельные алгоритмы в начальной и основной школе. //Информатика в школе. 2015, №2. С.24-27.

3. Воеводин В.В. Вычислительная математика и структура алгоритмов: 10 лекция о том, поему трудно решать задачи на вычислительных системах параллельной архитектуры и что надо знать дополнительно. чтобы успешно преодолевать эти трудности: учебник. М.: Изд-во МГУ 2010.

4. Гаврилова И.В. Первое путешествие в «параллельный мир». //Информатика в школе. 2015, №6. С.16-19.

5. Дитер М.Л., Плаксин М.А. Параллельные вычисления в школьной информатике. Игра «Стройка». //Информатика в школе: прошлое, настоящее и будущее.: материалы Всеросс. науч.-метод. конф. по вопросам применения ИКТ в образовании, 6-7 февраля 2014 г. /Перм. гос. нац. иссл. ун-т. - Пермь, 2014. - С.258-261.

6. Иванова Н.Г., Плаксин М.А., Русакова О.Л. ТРИЗформашка. //Информатика. N05 Проверено 10.10.2015.

14. Плаксин М.А. Информатика: учебник для 4 класса: в 2 ч. /М.А.Плаксин, Н.Г.Иванова, О.Л.Русакова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

15. Плаксин М.А. О методике начального знакомства с параллельными вычислениями в средней школе. //Информатика в школе: прошлое, настоящее и будущее.: материалы Всеросс. науч.-метод. конф. по вопросам применения ИКТ в образовании, 6-7 февраля 2014 г. /Перм. гос. нац. иссл. ун-т. - Пермь, 2014. - С.256-258.

16. Плаксин М.А. Комплекс деловых игр для знакомства с параллельными вычислениями в начальной школе. //Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: материалы Тринадцатой открытой Всероссийской конференции «ИТ-0бразование-2015» (г.Пермь, 14-15 мая 2015 г.). Пермский государственный национальный исследовательский университет, - Пермь, 2015. С.60-62.

17. Плаксин М.А., Иванова Н.Г., Русакова О.Л. Набор заданий для знакомства с параллельными вычислениями в конкурсе «ТРИЗформашка». //Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: материалы Тринадцатой открытой Всероссийской конференции «ИТ-Образование-2015» (г.Пермь, 14-15 мая 2015 г.). Пермский государственный национальный исследовательский университет, - Пермь, 2015. С. 232-234.

18. Соколовская М.А. Методическая система обучения основам параллельного программирования будущих учителей информатики.: автореф. дис. ... канд. пед. наук, Красноярск, 2012.

Понятие параллельных вычислений

ОСНОВЫ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ

Лекция №6


Под параллельными вычислениями (parallel or concurrent computations) можно понимать процессы решения задач, в которых в один и тот же момент времени могут выполняться одновременно несколько вычислительных операций

Параллельные вычисления составляют основу суперкомпьютерных технологий и высокопроизводительных расчетов

· Параллельная обработка

Если некое устройство выполняет одну операцию за единицу времени, то тысячу операций оно выполнит за тысячу единиц. Если предположить, что есть пять таких же независимых устройств, способных работать одновременно, то ту же тысячу операций система из пяти устройств может выполнить уже не за тысячу, а за двести единиц времени.

Аналогично система из N устройств ту же работу выполнит за 1000/N единиц времени. Подобные аналогии можно найти и в жизни: если один солдат вскопает огород за 10 часов, то рота солдат из пятидесяти человек с такими же способностями, работая одновременно, справятся с той же работой за 12 минут - принцип параллельности в действии!

Пионером в параллельной обработке потоков данных был академик А.А.Самарский, выполнявший в начале 50-х годов расчеты, необходимые для моделирования ядерных взрывов. Самарский решил эту задачу, посадив несколько десятков барышень с арифмометрами за столы. Барышни передавали данные друг другу просто на словах и откладывали необходимые цифры на арифмометрах. Таким образом, в частности, была расчитана эволюция взрывной волны.

Работы было много, барышни уставали, а Александр Андреевич ходил между ними и подбадривал. Это, можно сказать, и была первая параллельная система. Хотя расчеты водородной бомбы были мастерски проведены, точность их была очень низкая, потому что узлов в используемой сетке было мало, а время счета получалось слишком большим.

· Конвейерная обработка

Идея конвейерной обработки заключается в выделении отдельных этапов выполнения общей операции, причем каждый этап, выполнив свою работу, передавал бы результат следующему, одновременно принимая новую порцию входных данных. Получаем очевидный выигрыш в скорости обработки за счет совмещения прежде разнесенных во времени операций.

Предположим, что в операции можно выделить пять микроопераций, каждая из которых выполняется за одну единицу времени. Если есть одно неделимое последовательное устройство, то 100 пар аргументов оно обработает за 500 единиц. Если каждую микрооперацию выделить в отдельный этап (или иначе говорят - ступень) конвейерного устройства, то на пятой единице времени на разной стадии обработки такого устройства будут находится первые пять пар аргументов, а весь набор из ста пар будет обработан за 5+99=104 единицы времени - ускорение по сравнению с последовательным устройством почти в пять раз (по числу ступеней конвейера).



Модели параллельных компьютеров (классификация Флинна)

· «Один поток команд - один поток данных» (SISD - "Single Instruction Single Data")

Относится к фон-Неймановской архитектуре. SISD компьютеры это обычные, "традиционные" последовательные компьютеры, в которых в каждый момент времени выполняется лишь одна операция над одним элементом данных (числовым или каким-либо другим значением). Большинство современных персональных ЭВМ попадает именно в эту категорию.

· «Один поток команд - много потоков данных» (SIMD - "Single Instruction - Multiplе Data")

SIMD (англ. Single Instruction, Multiple Data) - принцип компьютерных вычислений, позволяющий обеспечить параллелизм на уровне данных. SIMD компьютеры состоят из одного командного процессора (управляющего модуля), называемого контроллером, и нескольких модулей обработки данных, называемых процессорными элементами. Управляющий модуль принимает, анализирует и выполняет команды.

Если в команде встречаются данные, контроллер рассылает на все процессорные элементы команду, и эта команда выполняется на нескольких или на всех процессорных элементах. Каждый процессорный элемент имеет свою собственную память для хранения данных. Одним из преимуществ данной архитектуры считается то, что в этом случае более эффективно реализована логика вычислений. SIMD процессоры называются также векторными.

· «Много потоков команд - один поток данных» (MISD - "Multiple Instruction - Single Data")

Вычислительных машин такого класса практически нет и трудно привести пример их успешной реализации. Один из немногих - систолический массив процессоров, в котором процессоры находятся в узлах регулярной решетки, роль ребер которой играют межпроцессорные соединения. Все процессорные элементы управляются общим тактовым генератором. В каждом цикле работы каждый процессорный элемент получает данные от своих соседей, выполняет одну команду и передает результат соседям.

Массивы ПЭ с непосредственными соединениями между близлежащими ПЭ называются систолическими . Такие массивы исключительно эффективны, но каждый из них ориентирован на решение весьма узкого класса задач. Рассмотрим, как можно построить систолический массив для решения некоторой задачи. Пусть, например, требуется создать устройство для вычисления матрицы D=C+AB , где

Здесь все матрицы - ленточные, порядка n . Матрица A имеет одну диагональ выше и две диагонали ниже главной; матрица B - одну диагональ ниже и две диагонали выше главной; матрица C по три диагонали выше и ниже главной. Пусть каждый ПЭ может выполнять скалярную операцию c+ab и одновременно осуществлять передачу данных. Каждый ПЭ, следовательно, должен иметь три входа: a, b, c и три выхода: a, b, c . Входные (in ) и выходные (out ) данные связаны соотношениями

a out = a in , b out = b in , c out = c in + a in *b in ;

Если в момент выполнения операции какие-то данные не поступили, то будем считать, что они доопределяются нулями. Предположим далее, что все ПЭ расположены на плоскости и каждый из них соединен с шестью соседними. Если расположить данные, как показано на рисунке, то схема будет вычислять матрицу D .

Массив работает по тактам. За каждый такт все данные перемещаются в соседние узлы по направлениям, указанным стрелками.

На рисунке показано состояние систолического массива в некоторый момент времени. В следующий такт все данные переместятся на один узел и элементы a11, b11, c11 окажутся в одном ПЭ, находящемся на пересечении штриховых линий. Следовательно, будет вычислено выражение c11+a11b11 .В этот же такт данные a12 и b21 вплотную приблизятся в ПЭ, находящемся в вершине систолического массива.

В следующий такт все данные снова переместятся на один узел в направлении стрелок и в верхнем ПЭ окажутся a12 и b21 и результат предыдущего срабатывания ПЭ, находящегося снизу, т.е. c11+a11b11 . Следовательно, будет вычислено выражение c11+a11b11+a12b21 . Это есть элемент d11 матрицы D .

Продолжая потактное рассмотрение процесса, можно убедиться, что на выходах ПЭ, соответствующих верхней границе систолического массива, периодически через три такта выдаются элементы матрицы D , при этом на каждом выходе появляются элементы одной и той же диагонали. Примерно через 3n тактов будет закончено вычисление всей матрицы D . При этом загруженность каждой систолической ячейки асимптотически равна 1/3 .

· «Много потоков команд - много потоков данных» (MIMD - "Multiple Instruction - Multiple Data")

Эта категория архитектур вычислительных машин наиболее богата, если иметь в виду примеры ее успешных реализаций. В нее попадают симметричные параллельные вычислительные системы, рабочие станции с несколькими процессорами, кластеры рабочих станций и т.д.

Гигантская производительность параллельных компьютеров и супер-ЭВМ с лихвой компенсируется сложностями их использования. Начнем с самых простых вещей. У вас есть программа и доступ, скажем, к 256-процессорному компьютеру. Что вы ожидаете? Да ясно что: вы вполне законно ожидаете, что программа будет выполняться в 256 раз быстрее, чем на одном процессоре. А вот как раз этого, скорее всего, и не будет.

Параллельные вычисления - способ организации компьютерных вычислений, при котором программы разрабатываются как набор взаимодействующих вычислительных процессов, работающих одновременно.

Существуют различные способы реализации параллельных вычислений: каждый вычислительный процесс может быть реализован в виде процесса операционной системы, либо же вычислительные процессы могут представлять собой набор потоков выполнения внутри одного процесса. Поток (или правильнее поток выполнения) – наименьшая единица обработки, исполнение которой может быть назначено ядром операционной системы. Несколько потоков выполнения могут существовать в рамках одного и того же процесса и совместно использовать ресурсы, такие как память, тогда как процессы не разделяют этих ресурсов. Параллельные программы могут физически исполняться либо последовательно на единственном процессоре - перемежая по очереди шаги выполнения каждого вычислительного процесса, либо параллельно - выделяя каждому вычислительному процессу один или несколько процессоров (находящихся рядом или распределённых в компьютерную сеть).

Основная сложность при проектировании параллельных программ - обеспечить правильную последовательность взаимодействий между различными вычислительными процессами, а также разделение таких ресурсов, как оперативная память или периферийные устройства.

В некоторых параллельных системах программирования передача данных между компонентами скрыта от программиста, тогда как в других она должна указываться явно. Явные взаимодействия могут быть разделены на два типа:

1. Взаимодействие через разделяемую память (например, в Java или C#). Данный вид параллельного программирования обычно требует какой-то формы захвата управления для координации потоков между собой.

2. Взаимодействие с помощью передачи сообщений. Обмен сообщениями может происходить асинхронно, либо с использованием метода «рандеву», при котором отправитель блокирован до тех пор, пока его сообщение не будет доставлено. Асинхронная передача сообщений может быть надёжной (с гарантией доставки) либо ненадёжной. Параллельные системы, основанные на обмене сообщениями, зачастую более просты для понимания, чем системы с разделяемой памятью, и обычно рассматриваются как более совершенный метод параллельного программирования. Обмен сообщениями может быть эффективно реализован на симметричных мультипроцессорах как с разделяемой когерентной памятью, так и без неё.

Существует довольно много разных технологий параллельного программирования. Причем эти технологии отличаются не столько языками программирования, сколько архитектурными подходами к построению параллельных систем. Например, какие-то технологии предполагают построение параллельных решений на основе нескольких компьютеров (как одного, так и разных типов), другие же предполагают именно работу на одной машине с несколькими процессорными ядрами. В настоящее время основными программные инструменты создания параллельных программ являются:

1. OpenMP используется в параллельных системах с общей памятью (например, современные компьютеры с многоядерными процессорами);

2. MPI (Message Passing Interface) является стандартом систем передачи сообщений между параллельно исполняемыми процессами, используется при разработке программ для суперкомпьютеров;

3. POSIX Threads является стандартом реализации потоков выполнения;

4. Операционная система Windows имеет встроенную поддержку многопоточных приложений для C++ на уровне API;

5. PVM (Parallel Virtual Machine) позволяет объединять разнородные связанные сетью компьютеры в общий вычислительный ресурс.

Системы на базе нескольких компьютеров относят к классу систем для распределенных вычислений. Подобные решения используются довольно давно. Наиболее яркий пример технологии распределенных вычислений - MPI (Message Passing Interface - интерфейс передачи сообщений). MPI является наиболее распространённым стандартом интерфейса обмена данными в параллельном программировании, существуют его реализации для огромнейшего числа компьютерных платформ. MPI предоставляет программисту единый механизм взаимодействия ветвей внутри параллельного приложения независимо от машинной архитектуры (однопроцессорные/многопроцессорные с общей/раздельной памятью), взаимного расположения ветвей (на одном процессоре или на разных).

Так как MPI предназначен в первую очередь для систем с раздельной памятью, то использование его для организации параллельного процесса в системе с общей памятью является крайне сложным нецелесообразным. Тем не менее, ничего не мешает делать MPI-решения для одной машины.

А вот системы параллельного программирования для работы на одной машине, начали развиваться относительно недавно. Конечно, это не принципиально новые идеи, но именно с приходом многоядерных систем на рынок персональных компьютеров, мобильных устройств, такие технологии как OpenMP получили значительное развитие.

Очень важно, чтобы технология параллельного программирования поддерживала возможность делать программу параллельной постепенно. Разумеется идеальную параллельную программу следует сразу писать параллельной, возможно на каком-нибудь функциональном языке, где вопрос распараллеливания вообще не стоит. Но на практике приходится, постепенно распараллеливать написанную последовательную с целью повышения быстродействия. В этом случае технология OpenMP будет очень удачным выбором. Она позволяет, выбрав в приложении наиболее нуждающиеся в параллелизации места, в первую очередь сделать параллельными именно их. Процесс разработки параллельной версии можно прерывать, выпускать промежуточные версии программы, возвращаться к нему по мере необходимости. Именно поэтому в частности технология OpenMP стала довольно популярной.

OpenMP (Open Multi-Processing) - это набор директив компилятора, библиотечных процедур и переменных окружения, которые предназначены для программирования многопоточных приложений на многопроцессорных системах с общей памятью.

Разработку спецификации OpenMP ведут несколько крупных производителей вычислительной техники и программного обеспечения, чья работа регулируется некоммерческой организацией, называемой OpenMP Architecture Review Board (ARB).

Первая версия появилась в 1997 году, предназначалась для языка Fortran. Для С/С++ версия разработана в 1998 году. В 2008 году вышла версия OpenMP 3.0. Интерфейс OpenMP стал одной из наиболее популярных технологий параллельного программирования. OpenMP успешно используется как при программировании суперкомпьютерных систем с большим количеством процессоров, так и в настольных пользовательских системах или, например, в Xbox 360.

OpenMP реализует параллельные вычисления с помощью многопоточности, в которой «главный» (master) поток создает набор подчиненных (slave) потоков и задача распределяется между ними. Предполагается, что потоки выполняются параллельно на машине с несколькими процессорами (количество процессоров не обязательно должно быть больше или равно количеству потоков).

Задачи, выполняемые потоками параллельно, также как и данные, требуемые для выполнения этих задач, описываются с помощью специальных директив препроцессора соответствующего языка - прагм. Например, участок кода на языке Fortran, который должен исполняться несколькими потоками, каждый из которых имеет свою копию переменной N, предваряется следующей директивой: !$OMP PARALLEL PRIVATE(N)

Количество создаваемых потоков может регулироваться как самой программой при помощи вызова библиотечных процедур, так и извне, при помощи переменных окружения.

Ключевыми элементами OpenMP являются

1. конструкции для создания потоков (директива parallel);

2. конструкции распределения работы между потоками (директивы DO/for и section);

3. конструкции для управления работой с данными (выражения shared и private для определения класса памяти переменных);

4. конструкции для синхронизации потоков (директивы critical, atomic и barrier);

5. процедуры библиотеки поддержки времени выполнения (например, omp_get_thread_num);

6. переменные окружения (например, OMP_NUM_THREADS).

В OpenMP используется модель параллельного выполнения «ветвление-слияние». Программа OpenMP начинается как единственный поток выполнения, называемый начальным потоком. Когда поток встречает параллельную конструкцию, он создает новую группу потоков, состоящую из себя и некоторого числа дополнительных потоков, и становится главным в новой группе. Все члены новой группы (включая главный) выполняют код внутри параллельной конструкции. В конце параллельной конструкции имеется неявный барьер. После параллельной конструкции выполнение пользовательского кода продолжает только главный поток. В параллельный регион могут быть вложены другие параллельные регионы, в которых каждый поток первоначального региона становится основным для своей группы потоков. Вложенные регионы могут в свою очередь включать регионы более глубокого уровня вложенности.

Число потоков в группе, выполняющихся параллельно, можно контролировать несколькими способами. Один из них - использование переменной окружения OMP_NUM_THREADS. Другой способ - вызов процедуры omp_set_num_threads(). Еще один способ - использование выражения num_threads в сочетании с директивой parallel.

В этой программе два массива (a и b) складываются параллельно десятью потоками.

#include

#include

int main(int argc, char *argv)

float a[N], b[N], c[N];

omp_set_dynamic(0); // запретить библиотеке openmp менять число потоков во время исполнения

omp_set_num_threads(10); // установить число потоков в 10

// инициализируем массивы

for (I = 0; I < N; i++)

// вычисляем сумму массивов

#pragma omp parallel shared(a, b, c) private(i)

for (I = 0; I < N; i++)

c[i] = a[i] + b[i];

printf (“%f\n”, c);

Эту программу можно скомпилировать, используя gcc-4.4 и более новые с флагом –fopenmp. Очевидно, если убрать подключение заголовочного файла omp.h, а также вызовы функции настроки OpenMP, программу возможно скомпилировать на любом компиляторе С как обычную последовательную программу.

OpenMP поддерживается многими современными компиляторами:

1. Компиляторы Sun Studio поддерживают официальную спецификацию - OpenMP 2.5 - с улучшенной производительностью под ОС Solaris; поддержка Linux запланирована на следующий релиз.

2. Visual C++ 2005 и выше поддерживает OpenMP в редакциях Professional и Team System.

3. GCC 4.2 поддерживает OpenMP, а некоторые дистрибутивы (такие как Fedora Core 5 gcc) включили поддержку в свои версии GCC 4.1.

4. Intel C++ Compiler, включая версию Intel Cluster OpenMP для программирования в системах с распределённой памятью.

Message Passing Interface (MPI, интерфейс передачи сообщений) - программный интерфейс (API) для передачи информации, который позволяет обмениваться сообщениями между процессами, выполняющими одну задачу. Разработан Уильямом Гроуппом, Эвином Ласком (англ.) и другими.

MPI является наиболее распространённым стандартом интерфейса обмена данными в параллельном программировании, существуют его реализации для большого числа компьютерных платформ. Используется при разработке программ для кластеров и суперкомпьютеров. Основным средством коммуникации между процессами в MPI является передача сообщений друг другу. Стандартизацией MPI занимается MPI Forum. В стандарте MPI описан интерфейс передачи сообщений, который должен поддерживаться как на платформе, так и в приложениях пользователя. В настоящее время существует большое количество бесплатных и коммерческих реализаций MPI. Существуют реализации для языков Фортран 77/90, Си и Си++.

В первую очередь MPI ориентирован на системы с распределенной памятью, то есть когда затраты на передачу данных велики, в то время как OpenMP ориентирован на системы с общей памятью (многоядерные с общим ЭШем). Обе технологии могут использоваться совместно, дабы оптимально использовать в кластере многоядерные системы.

Первая версия MPI разрабатывалась в 1993-1994 году, и MPI 1 вышла в 1994.

Большинство современных реализаций MPI поддерживают версию 1.1. Стандарт MPI версии 2.0 поддерживается большинством современных реализаций, однако некоторые функции могут быть реализованы не до конца.

передача и получение сообщений между отдельными процессами;

коллективные взаимодействия процессов;

взаимодействия в группах процессов;

реализация топологий процессов;

динамическое порождение процессов и управление процессами;

односторонние коммуникации (Get/Put);

параллельный ввод и вывод;

расширенные коллективные операции (процессы могут выполнять коллективные операции не только внутри одного коммуникатора, но и в рамках нескольких коммуникаторов).

Версия MPI 2.1 вышла в начале сентября 2008 года.

Базовым механизмом связи между MPI процессами является передача и приём сообщений. Сообщение несёт в себе передаваемые данные и информацию, позволяющую принимающей стороне осуществлять их выборочный приём:

1. отправитель - ранг (номер в группе) отправителя сообщения;

2. получатель - ранг получателя;

3. признак - может использоваться для разделения различных видов сообщений;

4. коммуникатор - код группы процессов.

Операции приёма и передачи могут быть блокирующимися и не блокирующимися. Для не блокирующихся операций определены функции проверки готовности и ожидания выполнения операции.

Другим способом связи является удалённый доступ к памяти (RMA), позволяющий читать и изменять область памяти удалённого процесса. Локальный процесс может переносить область памяти удалённого процесса (внутри указанного процессами окна) в свою память и обратно, а также комбинировать данные, передаваемые в удалённый процесс с имеющимися в его памяти данными (например, путём суммирования). Все операции удалённого доступа к памяти не блокирующиеся, однако, до и после их выполнения необходимо вызывать блокирующиеся функции синхронизации.

Ниже приведён пример программы вычисления числа π на языке C с использованием MPI:

// Подключение необходимых заголовков

#include

#include

// Подключение заголовочного файла MPI

#include «mpi.h»

// Функция для промежуточных вычислений

double f(double a)

return (4.0 / (1.0+ a*a));

// Главная функция программы

int main(int argc, char **argv)

// Объявление переменных

int done = 0, n, myid, numprocs, I;

double PI25DT = 3.141592653589793238462643;

double mypi, pi, h, sum, x;

double startwtime = 0.0, endwtime;

char processor_name;

// Инициализация подсистемы MPI

MPI_Init(&argc, &argv);

// Получить размер коммуникатора MPI_COMM_WORLD

// (общее число процессов в рамках задачи)

MPI_Comm_size(MPI_COMM_WORLD,&numprocs);

// Получить номер текущего процесса в рамках

// коммуникатора MPI_COMM_WORLD

MPI_Comm_rank(MPI_COMM_WORLD,&myid);

MPI_Get_processor_name(processor_name,&namelen);

// Вывод номера потока в общем пуле

fprintf(stdout, “Process %d of %d is on %s\n”, myid,numprocs,processor_name);

// количество интервалов

fprintf(stdout, “Enter the number of intervals: (0 quits) “);

if(scanf(“%d”,&n) != 1)

fprintf(stdout, “No number entered; quitting\n”);

MPI_Bcast(&n, 1, MPI_INT, 0, MPI_COMM_WORLD);

h = 1.0 / (double) n;

// Обсчитывание точки, закрепленной за процессом

for(I = myid + 1 ; (I <= n) ; I += numprocs)

x = h * ((double)I – 0.5);

// Сброс результатов со всех процессов и сложение

MPI_Reduce(&mypi, &pi, 1, MPI_DOUBLE, MPI_SUM, 0, MPI_COMM_WORLD);

// Если это главный процесс, вывод полученного результата

printf(“PI is approximately %.16f, Error is %.16f\n”, pi, fabs(pi – PI25DT));

endwtime = MPI_Wtime();

printf(“wall clock time = %f\n”, endwtime-startwtime);

// Освобождение подсистемы MPI

Наиболее распространенными реализациями MPI на сегодняшний день являются:

MPICH - самая распространённая бесплатная реализация, работает на UNIX-системах и Windows NT

LAM/MPI - ещё одна бесплатная реализация MPI. Поддерживает гетерогенные конфигурации, LAM (http://www.lam-mpi.org) поддерживает гетерогенные конфигурации, пакет Globus и удовлетворяет IMPI (Interoperable MPI).

Поддерживаются различные коммуникационные системы (в том числе Myrinet).

WMPI - реализация MPI для Windows

MPI/PRO for Windows NT - коммерческая реализация для Windows NT

Intel MPI - коммерческая реализация для Windows / Linux

Microsoft MPI входит в состав Compute Cluster Pack SDK. Основан на MPICH2, но включает дополнительные средства управления заданиями. Поддерживается спецификация MPI-2.

HP-MPI - коммерческая реализация от HP

SGI MPT - платная библиотека MPI от SGI

Mvapich - бесплатная реализация MPI для Infiniband

Open MPI - бесплатная реализация MPI, наследник LAM/MPI

Oracle HPC ClusterTools - бесплатная реализация для Solaris SPARC/x86 и Linux на основе Open MPI

MPJ - MPI for Java

POSIX Threads - стандарт POSIX реализации потоков выполнения, определяющий API для создания и управления ими.

Библиотеки, реализующие этот стандарт (и функции этого стандарта), обычно называются Pthreads (функции имеют приставку «pthread_»). Хотя наиболее известны варианты для Unix-подобных операционных систем, таких как Linux или Solaris, но существует и реализация для Microsoft Windows (Pthreads-w32)

Pthreads определяет набор типов и функций на языке программирования Си. Заголовочный файл - pthread.h.

Типы данных:

1. pthread_t – дескриптор потока;

2. pthread_attr_t – перечень атрибутов потока.

Функции управления потоками:

1. pthread_create() – создание потока;

2. pthread_exit() – завершение потока (должна вызываться функцией потока при завершении);

3. pthread_cancel() – отмена потока;

4. pthread_join() – заблокировать выполнение потока до прекращения другого потока, указанного в вызове функции;

5. pthread_detach() – освободить ресурсы занимаемые потоком (если поток выполняется, то освобождение ресурсов произойдёт после его завершения);

6. pthread_attr_init() – инициализировать структуру атрибутов потока;

7. pthread_attr_setdetachstate() – указать системе, что после завершения потока она может автоматически освободить ресурсы, занимаемые потоком;

8. pthread_attr_destroy() – освободить память от структуры атрибутов потока (уничтожить дескриптор).

Функции синхронизации потоков:

2. pthread_mutex_init(), pthread_mutex_destroy(), pthread_mutex_lock(), pthread_mutex_trylock(), pthread_mutex_unlock();

3. pthread_cond_init(), pthread_cond_signal(), pthread_cond_wait().

Пример использования потоков на языке C:

#include

#include

#include

#include

static void wait_thread(void)

time_t start_time = time(NULL);

while (time(NULL) == start_time)

/* do nothing except chew CPU slices for up to one second. */

static void *thread_func(void *vptr_args)

for (I = 0; I < 20; i++)

fputs(“ b\n”, stderr);

pthread_t thread;

if (pthread_create(&thread, NULL, thread_func, NULL) != 0)

return EXIT_FAILURE;

for (I = 0; I < 20; i++)

if (pthread_join(thread, NULL) != 0)

return EXIT_FAILURE;

return EXIT_SUCCESS;

Представленная программа используют два потока, печатающих в консоль сообщения, один, печатающий "a", второй - "b". Вывод сообщений смешивается в результате переключения выполнения между потоками или одновременном выполнении на мультипроцессорных системах.

Программа на C создает один новый поток для печати "b", а основной поток печатает "a". Основной поток (после печати "aaaaa….") ждёт завершения дочернего потока.

Контрольные вопросы

  1. Что такое параллельная программа?
  2. В чем отличие между процессом и потоком выполнения?
  3. Может ли программа создать 5 потоков при работе на четырехядерном процессоре?
  4. Каковы особенности параллельных программ с разделяемой памятью?
  5. Какие существуют программные средства для разработки параллельных программ?
  6. Почему большое распространение при создании программ для ПК получил именно OpenMP, а не, например, MPI?
mob_info