Как создаются мультфильмы. Учебно-исследовательская работа

Алия Шарафутдинова отправилась в «Татармультфильм», чтобы разобраться в тонкостях производственного процесса.

Для того чтобы подарить людям сказку, уже не нужно раскрашивать километры бумаги - художники рисуют на планшетах и компьютерах. Однако самая сложная, творческая, составляющая осталась прежней. Даже если мультфильм создается по известному произведению, прежде всего нужно продумать внешний вид персонажей и детали сюжета.

Нашим провожатым по сказочному миру стал главный режиссер студии Сергей КИАТРОВ . В сфере анимации он с 1996 года.

Мастер рассказывает, что мультфильм начинается с одной сцены, из которой раскручивается сюжет будущей истории. Если набросок удался, пишется сценарий, где подробно описано место действия, проработаны характеры героев и диалоги. Общий объем сценария для мультфильма на 3-4 минуты составляет 70-85 страниц.

«Я могу вносить в содержание свои элементы, - продолжает Киатров. - Если честно, главного героя мультфильма «Водяная» (по сказке татарского поэта Г. Тукая) я списал со своего соседа, только он пока об этом не знает. (смеется) Персонаж получился хулиганистым, прыгает с „тарзанки“, хотя в произведении этого нет».

Внешность каждого героя продумывают до мелочей: черты лица и фигуры, костюм, предметы пользования. Все это создает законченный образ.

Стройность сюжету придает четкая последовательность действий: без раскадровки не снимается ни один мультфильм. Это иллюстрация в форме комикса каждой сцены будущей картины.

Следующий этап - создание рисунков. В студии используют технику перекладки. Это означает, что составляющие одной сцены - персонажи (а иногда их части тела), фон, дома, деревья будут творить отдельно. Чем больше деталей - тем легче придавать движение элементам. Потом все это собирается и монтируется воедино в программе Adobe After Effects.

Героев мультфильмов рисует каждый художник студии. «Получается около 30 вариантов, из которых вместе выбираем лучшего. Над ним и работаем. Нам больше нравятся отрицательные персонажи - они более характерные. Например, Див из «Кисекбаша» (злой колдун из старинной казанской легенды . - Прим. ред. )», - поясняет аниматор Денис САДЫКОВ .

Далее каждый элемент толстенной раскадровки режиссер делит между несколькими художниками. Воспроизводить «мультяшек» в точности очень сложно. Поэтому важно, чтобы сцены с определенными персонажами рисовал ограниченный круг специалистов.

«Вот, например, я создаю мальчика, - рассказывает художник Неля АБДЕЕВА . - Выбираю по сценарию, какие позы, какая у него здесь мимика. Рисую его на планшете в Adobe Photoshop, выбрав функцию «карандаш». Затем раскрашиваю».

«Современные технологии очень удобны. Не нужно перересовывать все, если не получился один элемент. Например, здесь у мальчика шея короткая. Я выделяю в программе только голову и редактирую», - продолжает художница.

После того как рисунки готовы, нужно научить героев двигаться.

«Прелесть «мультяшки» в том, что его не обязательно подчинять физическим законам нашего мира, - объясняет режиссер. - Но если это делать, во всех анимационных студиях за основу берут вот этот прыгающий мячик. На его примере двигается и созданная мной лягушка».

Денис Садыков: - Как бы падал в мультике обычной мячик с высоты (показывает). А если бы он был бы чугунным? Мы видим, что он тяжелый (показывает) А если бы арбузом - он бы лопнул.... А если он актер? (смеется и показывает) Вот это на одном примере...»

Как заставить персонажа плакать или махать рукой, рассказывает специалист по жестам Денис Садыков . У него многолетний опыт работы. «Впервые я сделал анимацию на клип группы «Пикник». Это был пластилиновый рот», - вспоминает он.

Денис Садыков: - «В данный момент я работаю над мультфильмом «Болтливая утка». Сейчас рисую сцену, где болтливая утка встречает ежика. Разные части тела ежика рисуются отдельно. Допустим, ладошка, кисть, локоть. Потом мы открываем все в программе "After Effects", прикрепляем друг к другу части тела. Это нужно для того, чтобы он мог двигать рукой. При встрече ежик машет болтливой утке, типа «привет».


Для одного шага мальчика в кадре длительностью несколько миллисекунд понадобится 12 рисунков. Чем ниже скорость движения - тем больше иллюстраций нужно.

«Анимация - это кропотливая, тяжелая работа, которая требует усидчивости и терпения: я сегодня за весь рабочий день сделал только 10 секунд, - признается Денис Садыков . - Но если любишь работу - все получается и приносит радость!»

Сергей Киатров: - «Вот эта картинка - 12 кадров в секунду. Такая замечательная лошадка бежит. И у нее последний и первый кадр одинаковые. Наш глаз видит промежуточную стадию, когда ноги поджаты у коня - если этого не будет, конь движется слишком быстро. Вот, например, 24 кадра в секунду. мы видим, что ноги начали рябить.»

Художник Даша МИТРОФАНОВА объяснила нам, как создается последовательность действий и на примере сцены, в которой мальчик после купания стряхивает свою одежду, созданной в TVPaint Animation.

«По сценарию он зашел за дерево. Мы видим только его руки, - поясняет художник. - Нужно сказать, что каждое движение анимационного персонажа - это минимум 10 рисунков и целые недели работы. В моем случае это 38 кадров, каждый - отдельное изображение. Потом я воспроизвожу и исправляю свои недочеты, чтобы движение было живым, плавным и эффектным».

А у художницы Полины Гречкиной , пожалуй, самая масштабная задача - она создает общий план для мультфильма. Если каждое движение героя в кадре - это несколько иллюстраций, то фон на всю сцену обычно один. Кроме этого также создаются и отдельные элементы - слои в программе Photoshop: дома, деревья, солнце, которые при монтаже будут накладываться на фон.

Полина Гречкина: - «При монтаже, например, это будет один слой, второй слой - это будет персонаж. Если он пойдет, камеру за ним двинут. Не нужно перерисовывать каждый раз фон. Например, если персонаж должен зайти на фоне леса, то на кадре он должен зайти за дерево. То есть лес - один слой, дерево - один слой, и между ними расположен слой с персонажем».

После того как изображение готово, нужно научить героев говорить. Озвучивание мультфильмов иногда приходится делать несколько раз: актеры и режиссер по-разному понимают характеры персонажей и обстоятельства сюжета. Затем голоса монтируются, синхронизируются и собираются в единые звуковые дорожки. «Для озвучивания животных мы обычно зовем актеров Театра юного зрителя: в детских спектаклях часто бывают звери среди действующие лиц, - поясняет главный режиссер. - Чтобы озвучить персонажей-людей, обращаемся к артистам театра Галиаскара Камала».

Когда все сцены готовы, специалисты садятся за окончательный монтаж мультфильма. Это самый быстрый и самый сложный процесс - вырезать готовые сцены приходится скрепя сердце. Однако на кону главный результат - настоящая история маленьких «живых» героев, созданных аниматорами.

В детстве многие делали “мультики” на сложенной пополам бумаге: когда один кадр рисуешь на первой странице, другой, немного отличающийся от первого, изображен на второй, верхний лист накручиваешь на карандаш, и двигая им вправо-влево, оживляешь картинку. Сегодня сделать мультик гораздо проще!

Если вы никогда раньше не пробовали себя в роли мультипликатора, воспользуйтесь онлайн-сервисом multator.ru . Нарисуйте любую фигуру на белом поле, кликните на “+”, чтобы добавить кадр, на заднем фоне бледно будет видно изображение предыдущего кадра. Обведите то, что должно остаться на месте, и дорисуйте то, что изменилось. Чтобы просмотреть результат, кликните на “II”, эта пиктограмма преобразуется в “черную стрелку вправо”. Пользуясь этой кнопкой, вы запускаете и останавливаете анимацию. Если нужно удалить кадр, выделите его кликом мышки и нажмите “х”. Зарегистрировавшимся в этом портале пользователям возможности расширяются, подробнее узнаете на самом сайте. Однако, если воспользоваться функцией “Сохранить” (пиктограмма “Дискета”), велика вероятность подцепить “навязчивую страницу”, как от нее избавиться – описано (не забудьте в настройках браузера удалить все ссылки на эту страницу). Если вы хотите изучить основы мультипликации и создавать достаточно качественные мультики, воспользуйтесь курсами на qm-animation.com . Среди них много бесплатных уроков, содержащих важную и полезную информацию о создании мультфильмов. Здесь подробно описано, как создать интересных героев, как придумать сюжет, как оформить раскадровку, как озвучить мультфильм. Это очень важно, если ваши мультики предназначены для широкой аудитории. Видеоредактор Movavi обладает столь широким спектром действий, что с помощью него вы сможете создать мультфильмы из фотографий. А фотографировать можно нарисованных и бумажных персонажей (аппликации), или пластилиновых, или даже обычные игрушки. Главное, заранее продумать сюжет. Как пользоваться этим видеоредактором, подробно изложено на официальном сайте movavi.ru. В рейтинге развлекательных программ одно из высших мест занимает Claymation Studio – программа, в которой легко создавать красочные “пластилиновые” мультики. Все, что вам нужно: подобрать фон и персонажей согласно задуманному сценарию; расставлять, менять позы и мимику героев, чтобы выразить их взаимодействие и отношение к происходящему. Только будьте бдительны: большинство бесплатных источников для скачки этой программы содержат вирусы (либо в установочном файле, либо в “кряке”). Простейшие мультики – анимации размером до 1000 пикселей можно создать онлайн на сайте ru.giflab.net . Единственное ограничение: общий объем исходных изображений – до 15 Мб. Так можно сделать и поздравительную анимированную открытку, и .


Раньше даже над простенькой анимацией трудиться приходилось команде профессиональных мультипликаторов. Да и работа такая проводилась в специализированных студиях с набором соответствующих инструментов. Сегодня же любой пользователь компьютера, а то и мобильного устройства может попробовать себя на поприще анимации.

Конечно, для серьезных проектов придется использовать полноценные комплексы ПО, а вот с более простыми задачами можно справиться с помощью инструментов попроще. В этой же статье вы узнаете, как создать мультик онлайн и с какими интернет-сервисами для этого нужно взаимодействовать.

В сети существует немало ресурсов для покадровой анимации, однако без определенного художественного таланта ничего существенного с их помощью создать не получится. Впрочем, если постараться, довольно вменяемый результат можно получить и в результате работы с онлайн-редактором.

Отметим, что основная масса соответствующих инструментов предполагает установленный на вашем компьютере . Поэтому если таковой отсутствует, не поленитесь и инсталлируйте данное мультимедийное решение. Это совсем просто и не займет у вас много времени.

Способ 1: Мультатор

Максимально простой в использовании инструмент для создания коротких анимированных роликов. Несмотря на относительно скудный функционал, здесь все ограничено лишь вашей фантазией и мастерством. Примером тому служат многочисленные пользователи ресурса, среди работ которых можно встретить действительно примечательные мультфильмы.


Впрочем есть здесь одно «НО»: сохранять свои мультфильмы на ресурсе вы можете сколько угодно, а вот для скачивания придется тратить «Паучков» — собственную валюту сервиса. Их можно зарабатывать, участвуя в регулярных конкурсах Мультатора и рисуя мультики на «тему дня», или же просто купить. Вопрос лишь в том, что вам больше по душе.

Способ 2: The animator

Схожее решение для работы с покадровой анимацией онлайн. Инструментарий сервиса, в сравнении с предыдущим, более широкий. К примеру, The animator позволяет использовать все RGB-цвета и вручную менять частоту кадров в ролике.

В отличие от предыдущего, этот веб-инструмент — англоязычный. Впрочем, никаких сложностей, связанных с этим, у вас возникнуть не должно — все максимально просто и ясно.


Как видите, в отличие от предыдущего сервиса, The animator позволяет беспрепятственно скачивать собственные работы. Да и по удобству использования это решение ничем не уступает Мультатору. Впрочем, вокруг последнего сформировалось крупное русскоязычное сообщество и конкретно этот факт может серьезно повлиять на ваш выбор.

Способ 3: CLILK

Более продвинутый ресурс для создания мультипликационных роликов. Клилк предлагает пользователям не просто прорисовывать каждый кадр, а комбинировать самые различные элементы: всевозможные стикеры, надписи, фоны и популярных персонажей мультсериалов.

Несмотря на довольно широкий функционал, пользоваться этим веб-инструментом просто и удобно.


Способ 4: Wick

Если же вы хотите создать действительно сложную анимацию, воспользуйтесь сервисом Wick. Этот инструмент по своему функционалу максимально приближен к профессиональным решениям такого рода. В целом можно сказать, что сервис таковым и является.

Помимо полноценной поддержки векторной графики, Wick умеет работать со слоями и интерактивной JavaScript-анимацией. С его помощью вы сможете создавать по-настоящему серьезные проекты прямо в окне браузера.

Wick является бесплатным решением с открытым кодом и, кроме того, не требует регистрации.


Создание мультфильма может быть долгим и сложным процессом. Но если вы горите желанием увидеть свои собственные мультипликационные истории на экране, конечный результат будет стоить проделанной работы. Вот, что вам необходимо сделать, если хотите самостоятельно создать мультфильм.

Шаги

Часть 1

Поиск идеи
  1. Учтите свои ресурсы. Возможно, у вас ограниченное воображение, а бюджет и талант безграничны, или наоборот. Когда вы будете обдумывать новую идею для мультфильма, учитывайте, сколько вы сможете вложить в этот процесс, и на что хватит ваших творческих способностей.

    • Если вы в этом деле новичок, вам, возможно, захочется держаться подальше от сюжетов, которые требуют создания сложных анимационных сцен, например, масштабных битв или сложной техники. Перед тем как браться за проект такого масштаба, отточите свои навыки анимации и наберитесь опыта.
    • Также не забывайте, что в зависимости от сложности вашего мультфильма вам понадобится разное оборудование. Для пластилинового мультфильма с более чем 20-25 персонажами и 4 декорациями нужно будет больше материалов и устройств, чем для мультфильма на целлулоидной пленке с одним эпизодом. Если у вас весьма ограниченный бюджет, остановите свой выбор на коротком и простом мультфильме.
  2. Подумайте о продолжительности мультфильма. В зависимости от целевого рынка, она может отличаться. Если вы в начале определитесь с длиной мультика, вам легче будет придумать сюжет, который впишется в эти рамки.

    • Если вы хотите создать мультфильм, который может стать мультсериалом, он должен длиться либо 11, либо 20-25 минут.
    • Мультипликационные фильмы могут длиться от 60 до 120 минут.
    • Если все, что вы хотите создать – это один мультик (не сериал) для интернета, вы можете сделать его на 1-5 минут. Если он будет дольше, это может оттолкнуть зрителей от просмотра.
  3. Определитесь с целевой аудиторией. Несмотря на то, что чаще всего мультфильмы создаются для детей, есть много картин для подростков и взрослых. Вы должны руководствоваться особенностями возрастной группы и другими демографическими характеристиками в процессе создания мультфильма.

    • Например, трагичный мультфильм (скажем, о смерти любимого человека) более подойдет для немного старшей аудитории. Если ваш мультфильм предназначен для младшего поколения, вам лучше выбрать тему немного проще для понимания, более конкретную.
  4. Основывайтесь на пережитом опыте. Иначе говоря, пишите о том, что знаете. Многие автора пишут рассказы, основанные на событиях, чувствах или отношениях, которые они когда-то пережили. Составьте список случившихся с вами вещей, которые могли б быть основой для вашего мультфильма.

    • Если вы хотите создать мультфильм с серьезной идеей, вспомните события, которые сделали вас сильнее и закаленнее: безответная любовь, потеря друга, самоотдача ради достижения невозможного и так далее.
    • Если вы хотите создать более юмористический мультфильм, возьмите за основу повседневную ситуацию, например, ожидание в пробке или чувство, что вот-вот должно прийти электронное письмо. Приукрасьте ситуацию и в комической форме передайте ее сложность.
    • Вы также можете использовать готовый юмористический сюжет, чтобы создать легкий мультик.
  5. Включите свое воображение. Разумеется, существует много сюжетов, не связанных с реальными моментами жизни. Вы можете использовать свои интересы и воображение, чтобы создать абсолютно новое окружение. В этом случае вам нужно включить достаточно деталей, которые имеют отношение к зрителям, чтобы они могли понимать действия персонажей и сюжет в целом.

    • К деталям, имеющим отношения к зрителям, относятся темы, которые затрагивают всех. Например, большинство людей может задевать тема взросления, не важно, разворачивается сюжет в реальном современном мире, в окружении космического будущего или в мире героев фэнтези.
  6. Создайте обаятельного главного героя. Составьте список черт характера, которые вы хотели б увидеть в главном персонаже. Напишите как позитивные, так и негативные черты, чтобы герой не был слишком идеальным.

    • Это важный этап. Не важно, насколько простым или сложным будет ваш мультфильм. Если в более длинной и серьезной картине персонажу нужно будет больше развиваться, в коротком юмористическом мультике необходим герой с ясной целью и четкими чертами характера, которые позволяют ему своеобразно реагировать на конфликт.
  7. Попробуйте себя в мультипликации с использованием целлулоидной пленки. Это традиционный метод создания мультфильмов. Вам нужно будет вручную рисовать каждый кадр на кусочке целлулоидной пленки и затем их фотографировать с помощью специального фотоаппарата.

    • Целлулоидная анимация руководствуется практически тем же принципом, что и кинеограф. Делается серия рисунков, и каждый из них немного отличается от предыдущего. Если их быстро показывать друг за другом, различия между ними создают иллюзию движения.
    • Каждое изображение рисуется и разукрашивается на прозрачной целлулоидной пленке.
    • Используйте свой фотоаппарат, чтобы фотографировать эти рисунки и редактировать их с помощью программы для редактирования анимации.
  8. Попробуйте себя в кукольной анимации. Это другой традиционный тип мультипликации, но он реже используется, чем целлулоидная анимация. Пластилиновая мультипликация – самая распространенная форма кукольной анимации, но существуют и другие типы кукол, которые вы можете использовать для создания такого мультфильма.

    • Вы можете использовать теневые или бумажные куклы, песочную анимацию или что-либо другое, что может менять положение.
    • Каждое движение должно быть незначительное. Всегда фотографируйте после того, как сделали новое движение.
    • Редактируйте изображения, просматривая их вместе, быстро чередуя одно за другим. Когда вы наблюдаете за ними таким образом, вы заметите вещи, которые нужно исправить.

). Ведь это настоящая магия: картинки двигаются, разговаривают, танцуют и поют. Кажется, что такое волшебство не подвластно обычному человеку. На самом деле создание мультфильма хоть и кропотливый процесс, но не такой уж и сложный. Вы с ребенком вполне можете создать свой мультик самостоятельно.

Для создания мультфильма нужно не так много: свободное время, фантазия и желание. А остальное можно найти под рукой или в Интернете. Редакция сайт делится с вами самыми простыми способами создать свой анимационный шедевр на пару с малышом. Для наглядности и вдохновения мы дополнили статью видео примерами, сделанными семьями в разных уголках мира.

Мультфильмы в технике стоп-моушн

Самый простой и популярный способ создания мультфильма - это техника стоп-моушн. Вы ставите игрушки (пластилиновые фигурки, вырезанных из бумаги героев, человечков LEGO) в определенную позицию и фотографируете. Потом чуть-чуть меняете положение фигуры и делаете новый кадр. И так формируете свой сюжет. Лучше всего фотографировать со штативом, но, если его нет - просто постарайтесь не менять угол съемки.

Далее эти кадры нужно смонтировать в одной из компьютерных программ, в Интернете их очень много (Pinnacle Studio 18, Киностудия Windows, Movavi и т. д). Помните, что каждое простое движение, вроде поднятия руки - это минимум 2−3 кадра, иначе при склейке ваш мультфильм станет слишком резким и прыгающим.

Источник: Stas1308

После этого на видео можно наложить звуки, музыку или речь. Тут вам снова понадобится специальная программа, если редактор монтажа таких возможностей не предоставляет. Все эти программы действуют по одному и тому же принципу. Вы читаете текст в микрофон, потом загружаете его в видео и ставите в нужное вам место, когда ваш персонаж начинает говорить. Озвучивать можно не все целиком, а отдельными фразами, также звуки можно накладывать друг на друга, чтобы в мультфильме была и песенка, и ваши слова.

Есть даже специальные игровые наборы, которые помогают детям создавать такие мультфильмы. Сейчас особенно популярна линейка Stikbot, которая попала на 5-ое место по версии Toy.Ru. Там задача облегчена с помощью подвижных человечков из пластика и специального зеленого фона, который потом легко заменить на любой другой пейзаж.

Нарисованный мультфильм на компьютере и телефоне

Если делать по 100 кадров, как человечек машет рукой, вам не хочется, то можно воспользоваться компьютером и нарисовать мультфильм там. Программ для этого существует огромное множество (Animator, Wick, Hippo Animator, Algodoo и другие).

В одной из этих программ, например, вы можете сделать ролик того, как вы рисуете в ускоренной съемке. То есть у вас запечалится весь процесс создания рисунка. Но это все-таки не совсем мультфильм. В основном редакторы предлагают следующее: вы рисуете отдельные кадры, а потом программа сама склеивает их. Вам нужно только добавить звук. А можно и не рисовать ничего, взять готовые модели из библиотеки и просто двигать их мышкой по экрану. Примерно так на YouTube появляются многочисленные видео для детей.

Рисовать свой мультфильм можно онлайн на Google-диске, причем делать это не только в одиночку, но и большой компанией, просто расширив доступ до нужного количества детей. Вместе - веселее. А можно вообще не использовать Интернет: рисовать в Paint, а склеивать в Windows Movie Maker.

Источник: Duderocks5539

На мобильных устройствах тоже полно приложений для создания мультипликации, мы даже делали . Самое простое - взять готовых персонажей и двигать их по экрану, чуть сложнее - рисовать персонажей самим и с помощью направляющих линий изменять их положение. Правда, вариантов с озвучкой тут маловато. Обычно редакторы предлагают наложить на видео какую-то мелодию или самые простые звуки из собственной библиотеки.

Для тех, кто хочет что-то посерьезней

А если эти методы кажутся вам слишком простыми, скучными и вы уже все перепробовали, можно начать эксперименты с более сложными техниками. Например, создавать свою картину из песка или других сыпучих материалов. Правда, и оборудования такая съемка требует больше - вам нужен специальный стол, песок и правильное освещение.

Рисовать тут придется не карандашами, а руками. Конечно, это сложнее, зато какой результат! Песочные картины, даже сделанные детьми, выходят очень плавными, текучими и волшебными. А съемка проходит в том же режиме стоп-моушн.

mob_info