Способы вывода графической информации в delphi. Презентация на тему "Отображение графической информации в Delphi"

Слайд 2

«Отображение графической информации в Delphi» План темы: Способы вывода графической информации в Delphi. Отображение картинок. Отображение геометрических фигур. Построение графиков и диаграмм.

Слайд 3

1. Способы вывода графической информации. В Delphi существует несколько способов вывода графической информации: Вывод заранее приготовленных изображений (компоненты Image, Shape); Построение графиков и диаграмм (компонент Chart и др.); Формирование изображений программным способом (объект Canvas).

Слайд 4

Отображение картинок. Отображение картинок при помощи компонента Imageмы рассмотрели в одной из предыдущих тем. Здесь мы рассмотрим пример осуществления простейшей анимации путем периодического изменения отображаемой картинки в компонентах Image. Перейти на пример.

Слайд 5

Отображение геометрических фигур. Отображениепростейших геометрических фигур на форме обеспечивает компонент Shape.

Слайд 6

Отображение геометрических фигур. Основные свойства компонента Shape:

Слайд 7

Отображение геометрических фигур. Из нескольких компонентов Shape можно создавать несложные рисунки. Программно изменяя положение (.Left, .Top) размер(.Width, .Height) и цвет (Brush.Color)компонентов Shape в рисунке можно осуществить элементы простейшей анимации. Рассмотреть пример.

Слайд 8

Построение графиков и диаграмм. Диаграммы предназначены для более наглядного представления массивов численных данных, их визуального отображения и анализа. Пример. Для построения диаграмм в Delphi имеется несколько компонентов, один из них компонент Chart (раздел TeeChart Std).

Слайд 9

Построение графиков и диаграмм. Вид компонента Chart после его установки на форму:

Слайд 10

Построение графиков и диаграмм. Кроме «Инспектора объектов» доступ к свойствам компонента Chart можно получить открыв специальное окно диалога (правая кнопкана компоненте \ Edit Chart…) Добавить серию данных Изменить тип диаграммы

Слайд 11

Построение графиков и диаграмм. Выбор типа диаграммы:

Слайд 12

Построение графиков и диаграмм. Установка свойств для осей координат (Axis):

Слайд 13

Построение графиков и диаграмм. Данные для отображения обычно передаются в Chart программно, пример: Series1.Clear; {очистить серию} for i:=1 to N do Series1.addxy(i, A[i], ‘’, clGreen); Значение по оси X Значение по оси Y Подпись по оси X Цвет данных на диаграмме Рассмотреть пример построения графика функции y = Sin(x)

Слайд 14

Далее: Лабораторная работа № 13.1. «Отображение картинок и геометрических фигур, их анимация». Задание: 1) Разработать приложение для осуществления простейшей анимации путем периодического изменения отображаемой картинки в компонентах Image. (Количество картинок не менее трех, картинки подобрать самостоятельно).

Слайд 15

Задание: 2) Придумать и нарисовать рисунок из компонентов Shape. Программно изменяя положение, размер или цвет компонентов Shape в рисунке осуществить элементы простейшей анимации.

Слайд 16

Далее: Лабораторная работа № 12.2. «Построение графиков и диаграмм». Задание: Модифицировать приложение из лабораторной работы № 9 (Отображение данных в таблице). Добавить возможность отображения некоторых данных из таблицы на гистограмме или круговой диаграмме. 2) Построить график заданной функции.

Посмотреть все слайды

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Среда визуального программирования Delphi, как и Windows, поддерживает графический интерфейс пользователя (GDI – Graphic Delphi Interface). В Delphi существует два способа вывода графической информации: вывод заранее подготовленных изображений; рисование из программы.

3 слайд

Описание слайда:

Первый способ основан на использовании компонентов Image и Shape. Можно воспользоваться готовой картинкой(пиктограммой) или создать их самостоятельно, используя Редактор Изображений Image Editor. Второй способ – это формирование изображений программным способом, используя объект Canvas.

4 слайд

Описание слайда:

Delphi имеет в своём распоряжении специальный объект, который оформлен в виде свойства Canvas. Оно доступно только во время работы приложения, так что управлять им можно только из программы, написав нужный код на языке Object Pascal. Если у объекта есть свойство Canvas, на его поверхности можно рисовать. Наиболее подходящими кандидатами на эту роль являются - сама форма и специальный компонент PaintBox.

5 слайд

Описание слайда:

Oбъект Canvas Свойства: Pen (Перо) –свойство для рисования линий и границ геометрических фигур. Перо следует командам графического курсора и, в свою очередь, имеет свои вложенные свойства: Color – определяет цвет линии (по умолчанию чёрный); Mode – стиль рисования (имеет множество значений, которые здесь не приводятся); Style – стиль линии, который может принимать значения: рsSolid – сплошная (по умолчанию); рsDosh – штриховая; рsDot – пунктирная; рsDoshDot – штрих пунктирная (и др.свойства); Widh – толщина линии (по умолчанию 1 пиксель);

6 слайд

Описание слайда:

Brush (Кисть) – свойство для заполнения фигур, имеющие следующие вложенные свойства: Color – цвет кисти (по умолчанию – белый); Style – орнамент кисти, который может принимать значения: bsClear – сплошная раскраска; bsHorizontal – горизонтальные линии; bsVertical – вертикальные линии; bsFDiagonal – левые диагональные линии; bsBDiagonal – правые диагональные линии; bsCross – клетка; bsDiagCross – косая клетка;

7 слайд

Описание слайда:

Font (Шрифт) – свойство для вывода текста, имеющее следующие вложенные свойства: Color – цвет символов; Height – высота шрифта в пикселях; Name – имя шрифта; Size – размер шрифта; Style –стиль шрифта, который может принимать следующие значения: fsBold – полужирный; fsItalic – курсив; fsUnderline – подчёркнутый; fsStrikeOut – перечёркнутый;

8 слайд

Описание слайда:

PenPos (Позиция пера) – свойство для хранения текущей позиции рисования (определяет положение пера в области рисования в данный момент времени); Pixels –свойство-массив для записи и считывания координат отдельных точек области рисования («холста»).

9 слайд

Описание слайда:

Методы объекта Canvas MoveTo(x,y: integer) –перемещает перо с текущей позиции в точку с заданными координатами х, у без рисования линии; LineTo(х.у: integer) -перемещает перо с текущей позиции в точку с заданными координатами х, у с прочерчиванием линии; Arc(х1, у1, х2, у2, х3, у3, х4, у4: integer) –рисует дугу эллипса, вписанного в прямоугольник с координатами (х1,у1) и (х2,у2). Дуга определяется радиусами эллипса, проходящими через точки (х3,у3) и (х4,у4);

10 слайд

Описание слайда:

Chord(х1, у1, х2, у2, х3, у3, х4, у4: integer) –рисует хорду эллипса по описанию, приведённому для метода Arc; Ellipse(х1, у1, х2, у2: integer) – рисует эллипс, вписанный в прямоугольник с левым верхним углом в точке (х1, у1) и нижним правым углом в точке (х2, у2); FillRect(Rect (х1, у1, х2, у2: integer)) – заполняет прямоугольник цветом, заданным в текущей кисти (Brush). Использует функцию Rect, которая представляет прямоугольник с заданными координатами;

11 слайд

Описание слайда:

FloodFill(х,у: integer; Color: TColor; FillStyle: TFillStyle) – заполнение текущим цветом, заданным в свойстве Brush: при FillStyle=fsBorder – замкнутой области от точки с координатами х, у до границы, определённой цветом Color; при FillStyle=fsSurface – тот участок поверхности, который имеет цвет Color; Pie(х1, у1, х2, у2, х3, у3, х4, у4: integer) –рисует сектор эллипса, вписанного в прямоугольник с координатами (х1, у1) и (х2, у2). Сектор определяется двумя радиусами эллипса, проходящими через точки (х3,у3) и (х4, у4);

12 слайд

Описание слайда:

Polyline (Points: array of TPoint) – рисует ломаную линию, последовательно соединяя точки массива Points; Polygon (Points: array of TPoint) – вычерчивает многоугольники, последовательно соединяя точки массива Рoints. Отличается от метода Polyline тем, что автоматически соединяет конец ломаной с её началом; Rectangle (х1, у1, х2, у2: integer) – рисует прямоугольник с левым верхним углом в точке (х1, у1) и нижним правым углом в точке (х2,y2);

13 слайд

Описание слайда:

Retresh –метод вызывается при необходимости перерисовки изображения; RoundRect (х1, у1, х2, у2, х3, у3: integer) –рисует прямоугольник с закруглёнными углами. Углы рисуются как четверти эллипса с шириной х3 и высотой у3; TextOut (х, у:integer, Text:String) –вывод текста, указанного в параметре Text. Текст вписывается в прямоугольник, верхний левый угол которого имеет координаты х, у.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

ТЕМА : « Графика в Delphi – построение простейших
геометрических фигур»

Краткие сведения из теории

Delphi предоставляет разработчику три способа отображения графики:

    построение графиков во время работы программы

    использование заранее созданных графических изображений

    создание изображений при помощи графических компонентов

Для построения графиков созданы специальные классы, предоставляющие инструменты и методы для рисования: инструменты описаны в трех классах – Tfont, Tpen, Tbrush; область рисования и методы предоставляет класс Tcanvas.

Класс Tfont – задает характеристики шрифта, которым отображается текст на канве. Свойства класса описаны в разделе «Основные свойства, доступные для большинства компонент».

Класс Tpen – задает характеристики пера (карандаша), с помощью которого рисуются линии.

Свойства класса Tpen :

Color :Tcolor – цвет линии (по умолчанию – черный)

Width :integer –толщина линии в пикселах;

Style = (psSolid, psDash, psDot, psdashDot, psClear) – определяет стиль линии (сплошная, штриховая, пунктирная, штрих-пунктирная, невидимая)

Класс Tbrush – задает характеристики кисти, которой закрашиваются поверхности изображения.

Свойства класса Tbrush :

Color :Tcolor – цвет кисти (по умолчанию – белый)

Style – орнамент кисти, может принимать значения:

BsSolid – сплошная раскраска

BsClear – отсутсвие закраски

BsVertical – вертикальные линии

BsBdiagonal – правые диагональные линии

BsDiagCross – косая клетка

BsHorisontal – горизонтальные линии

BsFdiagonal –левые диагональные линии

BsCross – клетка

Класс Tcanvas – определяет поверхность, на которой помещается создаваемое изображение, и инструменты, с помощью которых создается изображение: шрифт, карандаш, кисть.

В качестве рабочей области (канвы, «холста») по умолчанию используется вся клиентская область формы (без заголовка, главного меню и линий скроллинга формы), но можно внутри формы отводить меньшие рабочие области при помощи компонентов PaintBox или Image . Начало координаты канвы – верхний левый угол рабочей области, ширина рабочей области определяется свойством ClientWidth , высота – свойством ClientHeight .

Свойства класса Tcanvas :

Canvas :Tcanvas – определяет область рисования

Brush :Tbrush – кисть для закраски замкнутых фигур

Font :Tfont – шрифт для отображения текста на канве

Pen :Tpen – карандаш (перо) для рисования

PenPos :Tpoint – текущее положение невидимого курсора на канве

Замечание : тип Tpoint – определяется следующим образом:

Type Tpoint = record

Pixels: Tcolor - задает цвета пикселов канвы, Х,У – координаты пиксела. Свойство Pixels удобно использовать для построения графиков при помощи точек выбранного цвета.

Основные методы класса TCanvas

    procedure MoveTo (x,y:integer); - перемещает перо без рисования линии в точку с координатами (х,у).

    Procedure LineTo (x,y:integer); - рисует линию от текущей точки до точки с координатами (х,у).

Пример : нарисуем диагональную линию синего цвета на форме из левого верхнего угла формы до правого нижнего угла.

Pen.color:= clblue;

MoveTo(0,0); LineTo(ClientWidth, ClientHeight);

    procedure Rectangle (x1,y1,x2,y2:integer); - рисует прямоугольник: х1,у1 – координаты верхнего левого угла; х2, у2- координаты правого нижнего угла.

Пример : нарисуем закращенный в желтый цвет квадрат со стороной 60 пикселов в середине формы.

var Xc,Yc: integer; //

Xc:=ClientWidth div 2;

Xy:=ClientHeight div 2;

Canvas.Brush.color:=clyellow;

Canvas.rectangle(xc-30,Yc-30,xc+30,Yc+30);

    procedure Ellipse (x1,y1,x2,y2:integer); - рисует эллипс, вписанный в прямоугольник с указанными координатами.

Пример : нарисуем эллипс, вписанный в компонент PaintBox.

PaintBox1.Canvas.Pen.Width:=4; //ширина линии = 4 пиксела

PaintBox1.Canvas.Ellipse(0,0, PaintBox1. ClientWidth, PaintBox1. ClientHeight);

    procedure Polygon (); - рисует замкнутый пмногоугольник, заданный массивом координат.

Пример : нарисуем закрашенный ромб, соединяющий середины сторон формы

Var Xc,Yc:integer; // координаты центра клиентской области формы

Xc:=ClientWidth div 2;

Xy:=ClientHeight div 2;

Canvas.Brush.Color:=Rgb(275,140,70); // оранжевый цвет закраски

Canvas.Polygon();

end;

    Procedure Arc (x1,y1,x2,y2,x3,y3,x4,y4:integer); - отображает дугу эллипса, ограниченного прямоугольником (х1,у1,х2,у2). Дуга отображается из точки с координатами (х3,у3) до точки с координатами (х4,у4) против часовой стрелки.

Пример : нарисуем дугу эллипса, соединяющую середину верхней стороны компонента
PaintBox с серединой его правой стороны.

Procedure Tform1.Button1Click(Sender:Tobject);

Var X3,y3,x4,y4: Integer;

With PaintBox1 do

Canvas.Pen.Color:= clWhite;

Canvas.Pen.Width:= 3;

Canvas.rectangle(0, 0, PaintBox1.ClientWidth, PaintBox1.ClientHeight);

X3:= ClientWidth div 2;

X4:= ClientWidth;

Y4:= ClientHeight div 2;

Canvas.Pen.Color:= clMaroon;

Canvas.ARC(0, 0, PaintBox1.ClientWidth, PaintBox1.ClientHeight, x3, y3, x4, y4);

End;

    procedure Chord (x1,y1,x2,y2,x3,y3,x4,y4:integer); - рисует хорду – прямую, соединяющую 2 точки эллипса: точку с координатами(х3,у3) с точкой (х4,у4).

Пример : пoдставьте в примере, приведенном для метода ARC, метода Chord и получите такой результат.

    procedure Pie (x1,y1,x2,y2,x3,y3,x4,y4:integer); - рисует сегмент эллипса, соединяющий центр эллипса с координатами (х3,у3) и (х4,у4).

Пример : представить в примере, приведенном для метода ARC, метод PIE и получите такой результат.

    procedure TextOut (x,y:integer;Text:string); - выводит строку, переданную в параметре Text, в прямоугольник, верхний левый угол которого задан координатами х,у. Характиристики шрифта задаются инструментом Font.

Пример : напишем название построенного графика внизу формы.

Canvas.Font.Height:=20; //высота символов 20 пикселов

Canvas.Font.Color:=clblue;

Canvas.TextOut(10, ClientHeight-24, ‘график функции SIN(X)’);

Графические компоненты

Delphi предлагает ряд готовых компонентов, позволяющих улучшать пользовательский интерфейс. Эти копоненты размещены на странице Additional и System палитры компонентов.

Компонент Image (класс Timage ) – создан для отображения графических изображений, хранимых во внеших файлах с расширениями:

    Ico(иконка, пиктограмма);

    Bmp (растровое изображение, битовая карта);

    Wmf, .emf (метафайл);

    Jpg, .jpeg(изображение, сжатое по формату JPEG).

Основные свойства :

Autosize :boolean – при значение true компонент подстраивает свои размеры под размеры загружаемого изображения; по умолчанию false.

Stretch :boolean – при значение true загружаемое значение занимает всю область компонента; по умолчанию – false.

Canvas :Tcanvas –служит для рисования внутри компонента на этапе выполнения программы.

Picture :Tpicture-определяет изображение, помещенное в компоненте.

Основные методы класса Tpicture :

Procedure LoadFromFile (Filename:string); - загружает в компонент изображение из файла с именем Filename.

Procedure SaveToFile (Filename:string); -сохраняет изображение из компонента в файл с именем Filename.

Компонент PaintBox - определяет прямоугольную область для рисования. Главное свойство – Canvas , доступны все методы класса Tcanvas, самостоятельных свойств не имеет.

Пример : нарисуем эллипс желтого цвета, вписанный в компонент PaintBox1.

Procedure Tform1Button1Click(sender:Tobject);

With PaintBox1.Canvas do

Brush.Color:=clyellow;

Ellipse(0,0,PaintBox1.ClientWidth, PaintBox1.ClientHeight);

end ;

Компонент BitBtn растровая кнопака

Кнопка BitBtn, в отличие от стандартной, может кроме названия (Caption) содержаить изображение, задаваемое свойством Glyph . Существует набор стандартных кнопок BitBtn, с предопределенными свойствами (с определенной картинкой, надписью и назначением) – тип стандартной кнопки выбирается через свойство Kind . Kind=(bkCustom, bkAbort,bkCancel, bkClose …)

Задание №1

Создайте приложение, которое cодержит на главной форме два компонента Image и 4 кнопки ("Загрузить картинку", "Построить геометрическую фигуру", "Изменить цвет", "Выход"), и позволяет:

а) загружать в компонент Image1, выбранное пользователем графическое изображение таким образом, чтобы изображение занимало всю область компонента Image.

б) под компонентом Image1 выводить надпись «Это картинка из файла.

(при любом измерении размеров и положения компонента Image 1 надпись должна
находиться строго под компонентом).

в) рисовать внутри компонента Image2 геометрическую фигуру: закрашенный сегмент эллипса, соединяющий середину компонента Image с серединами нижней и правой сторон компонента Image.

(при любом изменении размеров и положения компонента Image 2 фигура должна строиться правильно, т.е. согласно заданию относительно компонента Image 2)

г) изменять цвет линии рисуемой в Image2 фигуры по желанию пользователя с помощью компонента ColorDialog.

Задание №2

Создайте приложение, которое позволяет расположить в компоненте Image случайным образом несколько надписей (например, слово «Ура!»). Для реализации используйте генератор случайных чисел Randomize и функцию Random.

Размеры компонента Image, слово выводимое в Image и количество слов – должен вводить пользователь.

Задание №3

Создайте приложение, позволяющее выбирать из списка ListBox название геометрической фигуры и рисовать выбранную фигуру в компоненте Image. Цвет фигуры выбирается из компонента RadioGroup.

Задание №4

Разделите компонент PaintBox1 на 4 равные части, закрасьте каждую часть в разный цвет, например: синий, желтый, зеленый, красный.

Рядом с каждым углом PaintBox1 напишите координаты данного угла (относительно начала координат формы, на которой находится компонент PaintBox1).

Задание №5

С

выбирать из компонента Radiogroup1 тип рисуемой фигуры, из компонента Radiogroup2 - цвет закраски и рисовать в компоненте Image выбранную фигуру.

Задание №6

Создайте приложение, позволяющее задавать пользователю размеры компонента PaintBox1(в пикселях).

Разделите компонент PaintBox1 на 2 равные части, внутри каждой части нарисовать эллипс, закрашенный в цвет, выбранный пользователем в ColorDialog.

Задание №7

Создайте приложение, позволяющее:

выбирать из списка ListBox название геометрической фигуры и рисовать выбранную фигуру в компоненте Image. Фигура должна быть закрашена цветом, выбранным пользователем в компоненте ColorDialog, если в компоненте RadioGroup выбрано значение «Да».

Задание №8

Создайте приложение, позволяющее задавать пользователю размеры компонента PaintBox1(в пикселях).

Разделите компонент PaintBox1 на 4 равные части, внутри каждой части нарисуйте разную геометрическую фигуру (эллипс, ромб, треугольник и прямоугольник). Цвет каждой фигуры, выбирает пользователь в ColorGrid.

Задание №9

ыбирать из списка ListBox название геометрической
фигуры (эллипс, ромб, прямоугольник) и рисовать
выбранную фигуру в компоненте Image. Расположение
фигуры в компоненте Image (I четверть, II четверть,

III или IV четверть) и цвет закраски фигуры выбирается
из компонентов RadioGroup.

Задание №10

Создайте приложение, позволяющее задавать пользователю размеры компонента PaintBox1(в пикселях).

Предусмотреть, что размер стороны не может быть текстом, не может быть отрицательным числом и не может превышать меньшего размера формы.

Разделите компонент PaintBox1 на 4 равные части, внутри каждой части нарисуйте геометрическую фигуру, выбранную пользователем в Combobox (эллипс, ромб, треугольник и прямоугольник). Цвет фигуры, выбирает пользователь в ColorBox.

Задание №11

Создайте приложение, позволяющее:

ыбирать из компонента Radiogroup положение рисуемого

в компоненте Image прямоугольного треугольника, задавать
цвет закраски фигуры или цвет контура в зависимости от
включения кнопок Checkbox. Выбор цвета производить через
компонент ColorGrid.

Задание №12

Создайте приложение, позволяющее задавать пользователю размеры компонента PaintBox1(в пикселях).

Предусмотреть, что размер стороны не может быть текстом, не может быть отрицательным числом и не может превышать меньшего размера формы.

Разделите компонент PaintBox1 на 2 равные части, внутри одной из частей нарисуйте геометрическую фигуру, выбранную пользователем в Combobox (эллипс, ромб, треугольник и прямоугольник). Цвет фигуры, выбирает пользователь в ColorBox.

Например, изменить цвет формы можно следующим образом:

form1.Color:= ColorBox1.Colors;

Задание №13

Создайте приложение, позволяющее:

а) рисовать квадрат в середине формы (размер стороны квадрата вводится пользователем). Предусмотреть, что размер стороны не может быть текстом, не может быть отрицательным числом и не может превышать меньшего размера формы.

б) делить квадрат одной диагональю или двумя в зависимости от включения кнопок Checkbox и каждый полученный треугольник закрашивать в разный цвет. Выбор цвета производит пользователь.

Задание №14

Создайте приложение, позволяющее задавать пользователю размеры компонента PaintBox1(в пикселях).

Предусмотреть, что размер стороны не может быть текстом, не может быть отрицательным числом и не может превышать меньшего размера формы.

Разделите компонент PaintBox1 на 2 равные части, внутри одной части нарисуйте ромб, а внутри другой части нарисуйте любой треугольник. Цвет фигуры, выбирает пользователь в ColorBox.

Например, изменить цвет формы можно следующим образом:

form1.Color:= ColorBox1.Colors;

Задание №15

Создайте приложение, позволяющее:

а) устанавливать размеры компонента Image по горизонтали и вертикали одинаковыми и равными числу, вводимому пользователем с клавиатуры;

(предусмотреть, что размер стороны не может быть текстом, не может быть отрицательным числом и не может превышать меньшего размера формы)

б) делить компонент Image на 4 равных квадрата двумя линиями синего цвета;

в) внутри каждого получившегося квадрата рисовать вписанный в него круг (цвет кругов позволить выбирать пользователю через диалоговое окно выбора цвета).

Задание №16

Создайте приложение, позволяющее задавать пользователю размеры компонента PaintBox1(в пикселях).

Предусмотреть, что размер стороны не может быть текстом, не может быть отрицательным числом и не может превышать меньшего размера формы.

Разделите компонент PaintBox1 на 9 равных частей и закрасьте каждый получившийся прямоугольник в виде шахматной доски. Цвет закраски выбирает пользователь в ColorBox.

Например, изменить цвет формы можно следующим образом:

form1.Color:= ColorBox1.Colors;

Задание №17

На форме расположить два компонента Image и четыре кнопки: Цвет линии, Цвет закраски, Ok и Выход; и компонент Edit.

При нажатии на кнопку ОК в Image1 рисуется квадрат со стороной Х, а в Image2 рисуется прямоугольный треугольник с равными катетами, каждый из которых имеет длину Х.

Вершина треугольника совпадает с началом координат Image2. Одна из вершин квадрата совпадает с началом координат Image1.

Кнопка ОК становится доступной только тогда, когда выбран цвет линии и цвет закраски для рисования фигуры.

Х – выбирает случайным образом, с помощью функции Random и в компоненте Edit должно отображаться значение величины Х.

Задание №18

Создайте приложение, позволяющее задавать пользователю размеры компонента PaintBox1(в пикселях).

Разделите компонент PaintBox1 на 4 равные части, внутри выбранной пользователем части, должен строиться закрашенный круг, размер которого устанавливает пользователь. Цвет закраски пользователь выбирает в ColorBox.

Например, изменить цвет формы можно следующим образом:

form1.Color:= ColorBox1.Colors;

Перечень компонентов отображения графической информации

Для отображения графической информации в библиотеке Delphi предусмотрены компоненты, список которых дан в таблице 4.1.

Таблица 4.1 Компоненты отображения графической информации Пикто- грамма

Компонент

Страница

Описание

Image (изображение)

Используется для отображения графики: пиктограмм, битовых матриц и метафайлов.


PaintBox (окно для рисования)

Используется для создания на форме некоторой области, в которой можно рисовать.


DrawGrid (таблица рисунков)

Используется для отображения в строках и столбцах нетекстовых данных.


Chart (диаграммы и графики)

Компонент принадлежит к семейству компонентов TChart, которые используются для создания диаграмм и графиков.


Кроме того, отображать и вводить графическую информацию можно на поверхности любого Отображение графики на канве Canvas.

Канва Canvas не является компонентом, так что, строго говоря, она не должна бы рассматриваться в рамках данной книги. Но поскольку многие компоненты, в частности, формы, имеют канву и канва предоставляет возможность выводить различную графическую информацию, то некоторые начальные сведения о канве все-таки целесообразно дать.

Канва представляет собой область компонента, на которой можно рисовать или отображать готовые изображения. Она содержит свойства и методы, существенно упрощающие графику Delphi. Все сложные взаимодействия с системой спрятаны для пользователя, так что рисовать в Delphi может человек, совершенно не искушенный в машинной графике.

Каждая точка канвы имеет координаты X и Y . Система координат канвы, как и везде в Delphi, имеет началом левый верхний угол канвы. Координата X возрастает при перемещении слева направо, а координата Y - при перемещении сверху вниз. Координаты измеряются в пикселях. Пиксель - это наименьший элемент поверхности рисунка, с которым можно манипулировать. Важнейшее свойство пикселя - его цвет.

Канва имеет свойство Pixels . Это свойство представляет собой двумерный массив, который отвечает за цвета канвы. Например, Canvas. Pixels соответствует цвету пикселя, 10-го слева и 20-го сверху. С массивом пикселей можно обращаться как с любым свойством: изменять цвет, задавая пикселю новое значение, или определять его цвет по хранящемуся в нем значению. Например, Canvas. Pixels : = 0 или Canvas. Pixels : = clBlack - это задание пикселю черного цвета.

Свойство Pixels можно использовать для рисования на канве. Давайте попробуем нарисовать по пикселям график синусоиды на канве формы. Для этого в обработчик события формы OnPaint (прорисовка) можно вставить следующий код:

TForm1. FormPaint (Sender: TObject);

var ,Y: real; // координаты функции ,PY: longint; // координаты пикселей

begin : = clWhite;

for PX: = 0 to ClientWidth do

{X - аргумент графика,

: = PX*4*Pi/ClientWidth;: =Sin (X);

{PY - координата пикселя,

: =trunc (ClientHeight - (Y+1) *ClientHeight/2);

{Устанавливается черный цвет выбранного

пикселя (О яркости) } . Pixels : = 0;

end ;

Выполните это тестовое приложение и вы увидите результат, представленный на рис.4.1 а. График синусоиды получился, хотя и не очень хороший, т.к. разбивается на отдельные точки - пиксели.

Канва - объект класса TCanvas имеет множество методов, которые позволяют рисовать графики, линии, фигуры с помощью свойства Pen - перо. Это свойство является объектом, в свою очередь имеющим ряд свойств. Одно из них уже известное вам свойство Color - цвет, которым наносится рисунок. Второе свойство - Width (ширина линии). Ширина задается в пикселях. По умолчанию ширина равна 1.

Свойство Style определяет вид линии. Это свойство может принимать следующие значения:

У канвы имеется свойство PenPos типа TPoint (см .). Это свойство определяет в координатах канвы текущую позицию пера. Перемещение пера без прорисовки линии, т.е. изменение PenPos , производится методом канвы MoveTo (X,Y). Здесь (X, Y) - координаты точки, в которую перемещается перо. Эта текущая точка становится исходной, от которой методом LineTo (X,Y) можно провести линию в точку с координатами (X,Y). При этом текущая точка перемещается в конечную точку линии и новый вызов LineTo будет проводить точку из этой новой текущей точки.

Давайте попробуем нарисовать пером график синуса из предыдущего примера. В данном случае обработчик события формы OnPaint может иметь вид:

procedure TForm1. FormPaint (Sender: TObject);

var ,Y: real; // координаты функции ,PY: longint; // координаты пикселей

begin : =clWhite;. MoveTo (0,ClientHeight div 2);

for PX: =0 to ClientWidth do

{X - аргумент графика,

соответствующий пикселю с координатой РХ} : = PX*4*Pi/ClientWidth;: = Sin (X);

{PY - координата пикселя,

соответствующая координате Y} : = trunc (ClientHeight - (Y+1) *ClientHeight/2);

{Проводится линия на графике} . LineTo (PX,PY);

Результат работы приложения в этом варианте вы можете видеть на рис.4.1 б. Как видите, качество графика существенно улучшилось.

Перо может рисовать не только прямые линии, но и фигуры. Полный список методов канвы, использующих перо, см. во встроенной справке Delphi. А пока в качестве примера приведем только один из них - Ellipse , который рисует эллипс или окружность. Он объявлен как

procedure Ellipse (X1, Y1, Х2, Y2: Integer);

где параметры X1, Х2, Y1, Y2 определяют координаты прямоугольника, описывающего эллипс или окружность. Например, оператор

Ellipse (10, 40, 20, 50);

нарисует окружность с диаметром 10 и с координатами центра (15, 45).

Фигуры в общем случае рисуются не пустыми, а закрашенными с помощью свойства канвы Brush - кисть. Свойство Brush является объектом, имеющим в свою очередь ряд свойств. Свойство Color определяет цвет заполнения. Свойство Style определяет шаблон заполнения (штриховку). По умолчанию значение Style равно bsSolid , что означает сплошное закрашивание цветом Color .

У пера Pen имеется еще одно свойство, которое мы пока не рассматривали. Это свойство - Mode (режим). По умолчанию значение Mode = pmCopy . Это означает, что линии проводятся цветом, заданным в свойстве Color . Но возможны и другие режимы, в которых учитывается не только цвет Color , но и цвет соответствующих пикселей фона. Наиболее интересным из этих режимов является режим pmNotXor - сложение с фоном по инверсному исключающему ИЛИ. Если задан этот режим, то повторное рисование той же фигуры на том же месте канвы убирает ранее нарисованное изображение и восстанавливает цвета пикселей, которые были до первого изображения фигуры.

Эту особенность режима pmNotXor можно использовать для создания простенькой анимации. Достаточно нарисовать нечто, затем стереть нарисованное, перерисовать немного измененным - и рисунок будет представляться ожившим.

Попробуйте сделать сами простенькую мультипликацию - движущуюся окружность. Начните новое приложение и в раздел implementation вставьте объявление

X,Y: integer;

Тем самым вы введете глобальные переменные X и Y - текущие координаты изображения.

В событие формы OnPaint вставьте операторы

Brush. Color: = clWhite;: = clWhite;. Pen. Mode: = pmNotXor;

Первый из этих операторов задает белый цвет кисти Brush . Значит ваша окружность будет закрашена внутри белым цветом. Второй оператор задает белый цвет фона поверхности формы.

Третий оператор устанавливает режим пера pmNotXor , который позволит вам стирать прежнее изображение прежде, чем нарисовать новое.

Даже самая простая мультипликация нуждается в синхронизации. Иначе скорость движения будет определяться быстродействием компьютера. Поэтому перенесите на форму компонент Timer - таймер со страницы System. Этот компонент описан в разделе 5.7 .

Можете посмотреть там его подробное описание. А пока задайте его свойство Interval равным, например, 30 (это время выдержки в миллисекундах, но реальное время выдержки будет больше - см. раздел 5.7) и установите свойство Enabled равным false (это означает, что таймер не будет запускаться автоматически в момент запуска приложения).

В обработчик события этого компонента OnTimer вставьте операторы

// Стирание прежнего изображения . Ellipse (Х-5, Y, X+5, Y-1Q);(X);

// Рисование нового изображения . Ellipse (Х-5, Y, X+5, Y-10);

// Останов при достижении конца формы

if (X >= ClientWidth-20) then . Enabled: = false;

Первый из этих операторов рисует окружность в том месте, где она была нарисована ранее, т.е. стирает прежнее изображение.

Последний оператор останавливает изображение у края формы.

Теперь перенесите на форму кнопку Button и в обработчик щелчка на ней поместите операторы

Х: =10;: =100;. Ellipse (X-5, Y, X+5, Y-10);. Enabled: =true;

Первые два оператора задают начальные координаты окружности. Третий оператор рисует окружность в ее начальном положении, а четвертый - запускает таймер.

Оттранслируйте приложение, запустите его на выполнение, щелкните на кнопке. Вы увидите изображение окружности, перемещающееся по форме слева направо. А дальше уж подключите вашу фантазию и преобразуйте это не слишком интересное приложение во что-нибудь более увлекательное.

На канве можно отображать не только программно создаваемые изображения, но и изображения, хранящиеся в графических файлах. Только сама канва не имеет метода загрузки изображения из файла. Поэтому загружать файл надо в какой-нибудь другой графический объект, способный воспринимать информацию графических файлов. А затем переписывать изображение из этого объекта на канву с помощью метода канвы Draw . Его описание:

Draw (X, Y: Integer; Graphic: TGraphic);

Здесь параметры Х и Y определяют координаты левого верхнего угла размещения изображения на канве, a Graphic - объект, хранящий информацию. В качестве такого объекта может выступать, например, объект типа TBitMap , предназначенный для хранения битовых матриц. Давайте посмотрим, как все это выглядит на практике.

Откройте новое приложение, перенесите на форму компонент OpenPictureDialog со страницы Dialogs (это компонент диалога открытия графических файлов - см. раздел 8.2 ) и кнопку Button . Разместите OpenPictureDialog в любом месте формы, так как этот компонент невизуальный, а кнопку разместите внизу формы. В обработчик щелчка на кнопке занесите код:

procedure TForm1. Button1Click (Sender: TObject);

var : TBitMap;

// Выбор пользователем графического файла

if OpenPictureDialog1. Execute then

// Создание объекта BitMap типа TBitMap : =TBitMap. Create;

// Перенос изображения на канву формы . Draw (10, 10, BitMap);

// Уничтожение объекта BitMap . Free;

end ;

Этот код создает временный объект типа TBitMap с именем BitMap . Затем вызывается диалог открытия графического файла OpenPictureDialog1 и, если пользователь выбрал файл, то он загружается в BitMap методом LoadFromFile . Затем методом Draw загруженное изображение копируется на канву в область, с координатами левого верхнего угла (10,10). После этого временный объект BitMap уничтожается.

Запустите ваше приложение и щелкните на его кнопке. Вы увидите, что можете загрузить любой графический файл типа. bmp и он отобразится на канве формы (см. рис.4.2 а). Графические файлы вы можете найти в каталоге Images. В Delphi 5 и 4 он обычно расположен в каталоге. \program files\Common Files\Borland Shared. В Delphi 3 он расположен в каталоге. \program files\Borland\Delphi 3, а в Delphi 1 - в каталоге Delphi 16. В каталоге Images имеется, в частности, подкаталог \Images\Splash\16Color\, в котором хранится файл, загруженный в примере рис.4.2

Вы создали неплохое приложение для просмотра графических файлов. Но теперь давайте попробуем увидеть его крупный недостаток. Не закрывая своего приложения, перейдите в какую-нибудь другую программу, например, вернитесь в Delphi. Затем, ничего там не делая, опять перейдите в свое выполняющееся приложение. Если окно программы, в которую вы уходили, целиком перекрыло окно вашего приложения, то вернувшись в него вы увидите, что картинка в окне исчезла. Если же окно вашего приложения перекрывалось только частично, то вернувшись в свое приложение вы, возможно, увидите результат, подобный представленному на рис.4.2 б.

Вы видите, что если окно какого-то другого приложения перекрывает на время окно вашего приложения, то изображение, нарисованное на канве формы, портится. Посмотрим, как можно устранить этот недостаток.

Если окно было перекрыто и изображение испортилось, операционная система сообщает приложению, что в окружении что-то изменилось и что приложение должно предпринять соответствующие действия. Как только требуется обновление окна, для него генерируется событие OnPaint . В обработчике этого события (в нашем случае события формы) нужно перерисовать изображение.

Перерисовка может производиться разными способами в зависимости от приложения. В нашем примере можно было бы вынести объявление переменной BitMap (оператор var BitMap: TBitMap) за пределы приведенной выше процедуры, т.е. сделать эту переменную глобальной, разместив непосредственно в разделе implementation . Оператор BitMap. Free можно было бы перенести в обработчик события формы OnDestroy , происходящего в момент закрытия приложения. Тогда в течение всего времени выполнения вашего приложения вы будете иметь копию картинки в компоненте BitMap и вам достаточно ввести в обработчик события OnPaint формы всего один оператор:

Draw (10, 10, BitMap);

Сделайте это, и увидите, что изображение на форме не портится при любых перекрытиях окон.

Помимо рассмотренного метода Draw канва имеет еще метод копирования CopyRect :

CopyRect (Dest: TRect; Canvas: TCanvas; Source: TRect);

Метод копирует указанную параметром Source область изображения в канве источника изображения Canvas в указанную параметром Dest область данной канвы. Тип TRect , характеризующий прямоугольные области Source и Dest , уже описывался в разделе 3.2 .

Например, оператор

CopyRect (MyRect2, Bitmap. Canvas, MyRect1);

копирует на канву формы в область MyRect2 изображение из области MyRect1 канвы компонента Bitmap .

Копирование методом CopyRect производится в режиме, установленном свойством CopyMode . По умолчанию это свойство имеет значение cmSrcCopy , что означает просто замену изображения, содержащегося ранее в области Dest , на копируемое изображение. Другие возможные значения CopyMode позволяют комбинировать изображения, но их рассмотрение выходит за рамки данной книги.

Этими основными сведениями о выводе графической информации на канву мы ограничимся. В разделе 3.2 были сообщены сведения о выводе на канву текста. В целом же канва - сложный объект, обладающий еще многими свойствами и методами. Но это требует развернутого обсуждения, выходящего за рамки данной книги. В следующей книге серии "Все о Delphi" эти вопросы будут рассмотрены подробнее.

Оконного компонента, имеющего свойство Canvas - канва.

Компоненты Image и PaintBox

Компоненты Image и PaintBox представляют собой некоторую ограниченную поверхность с канвой, на которую можно заносить изображения, как это описано в разделе 4.2 . При этом компонент PaintBox , собственно говоря, не дает ничего нового по сравнению с рисованием на канве формы. Рисование на PaintBox вместо формы не имеет никаких преимуществ, кроме, может быть, некоторого облегчения в расположении одного или нескольких рисунков в площади окна.

Но помимо этих возможностей у компонента Image имеются свойства, позволяющие работать с различными типами графических файлов.поддерживает три типа файлов - битовые матрицы, пиктограммы и метафайлы. Все три типа файлов хранят изображения; различие заключается лишь в способе их хранения внутри файлов и в средствах доступа к ним. Битовая матрица (файл с расширением. bmp ) отображает цвет каждого пикселя в изображении. При этом информация хранится таким образом, что любой компьютер может отобразить изображение с разрешающей способностью и количеством цветов, соответствующими его конфигурации.

Пиктограммы (файлы с расширением. ico ) - это маленькие битовые матрицы. Они повсеместно используются для обозначения значков приложений, в быстрых кнопках, в пунктах меню, в различных списках. Способ хранения изображений в пиктограммах схож с хранением информации в битовых матрицах, но имеются и различия. В частности, пиктограмму невозможно масштабировать, она сохраняет тот размер, в котором была создана.

Метафайлы (Metafiles) хранят не последовательность битов, из которых состоит изображение, а информацию о способе создания картинки. Они хранят последовательности команд рисования, которые и могут быть повторены при воссоздании изображения. Это делает такие файлы, как правило, более компактными, чем битовые матрицы.

Компонент Image позволяет отображать информацию, содержащуюся в графических файлах всех указанных типов. Для этого служит его свойство Picture - объект типа TPicture .

Рис.4.3 Окно Picture Editor


Чтобы познакомиться с этим свойством откройте новое приложение и перенесите на форму компонент Image . Растяните его или задайте его свойство Align равным alClient , чтобы он занял всю клиентскую область формы. Нажмите на кнопку с многоточием около свойства Picture в окне Инспектора Объектов или просто сделайте двойной щелчок на Image . Перед вами откроется окно Picture Editor (рис.4.3), позволяющее загрузить в свойство Picture какой-нибудь графический файл (кнопка Load), а также сохранить открытый файл под новым именем или в новом каталоге. Щелкните на Load, чтобы загрузить графический файл. Перед вами откроется окно открытия графического файла, представленное на рис.4.4 По мере перемещения курсора в списке по графическим файлам в правом окне отображаются содержащиеся в них картинки, а над ними - цифры, характеризующие размер картинки. Вы можете выбрать требуемый вам графический файл любого типа. Напомним, что поставляемые с Delphi графические файлы вы можете найти в каталоге Images. В Delphi 5 и 4 он обычно расположен в каталоге. \program files\Common Files\Borland Shared. В Delphi 3 он расположен в каталоге. \program files\Borland\Delphi 3, а в Delphi 1 - в каталоге Delphi 16. После загрузки файла щелкните на OK в окне Picture Editor и в вашем компоненте Image отобразится выбранная вами картинка. Можете запустить ваше приложение и полюбоваться ею. Впрочем, вы и так видите картинку, даже не выполняя приложение.

Когда вы в процессе проектирования загрузили изображение из файла в компонент Image , он не просто отображает его, но и сохраняет в приложении. Это дает вам возможность поставлять ваше приложение без отдельного графического файла. Впрочем, как мы увидим позднее, в Image можно загружать и внешние графические файлы в процессе выполнения приложения.

Вернемся к рассмотрению свойств компонента Image .

Если установить свойство AutoSize в true , то размер компонента Image будет автоматически подгоняться под размер помещенной в него картинки. Если же свойство AutoSize установлено в false , то изображение может не поместиться в компонент или, наоборот, площадь компонента может оказаться много больше площади изображения.

Другое свойство - Stretch позволяет подгонять не компонент под размер рисунка, а рисунок под размер компонента. Установите AutoSize в false , растяните или сожмите размер компонента Image и установите Stretch в true . Вы увидите, что рисунок займет всю площадь компонента, но поскольку вряд ли реально установить размеры Image точно пропорциональными размеру рисунка, то изображение исказится. Устанавливать Stretch в true может иметь смысл только для каких-то узоров, но не для картинок. Свойство Stretch не действует на изображения пиктограмм, которые не могут изменять своих размеров.

Свойство - Center , установленное в true , центрирует изображение на площади Image , если размер компонента больше размера рисунка.

Рассмотрим еще одно свойство - Transparent (прозрачность). Если Transparent равно true , то изображение в Image становится прозрачным. Это можно использовать для наложения изображений друг на друга. Поместите на форму второй компонент Image и загрузите в него другую картинку. Только постарайтесь взять какую-нибудь мало заполненную, контурную картинку. Можете, например, взять картинку из числа помещаемых обычно на кнопки, например, стрелку (файл. \program files\common files\borland shared\images\buttons\arrow1l. bmp). Передвиньте ваши Image так, чтобы они перекрывали друг друга, и в верхнем компоненте установите Transparent равным true . Вы увидите, что верхняя картинка перестала заслонять нижнюю. Одно из возможных применений этого свойства - наложение на картинку надписей, выполненных в виде битовой матрицы. Эти надписи можно сделать с помощью встроенной в Delphi программы Image Editor.

Учтите, что свойство Transparent действует только на битовые матрицы. При этом прозрачным (т.е. заменяемым на цвет расположенного под ним изображения) делается по умолчанию цвет левого нижнего пикселя битовой матрицы.

Мы рассмотрели загрузку изображения из файла в процессе проектирования. Но свойство Picture позволяет также легко организовать обмен с графическими файлами любых типов в процессе выполнения приложения. Чтоб пояснить технику такого обмена, надо сначала подробнее рассмотреть свойство Picture .

Это свойство является объектом, который имеет в свою очередь подсвойства, указывающие на хранящийся графический объект. Если в Picture хранится битовая матрица, на нее указывает свойство Picture. Bitmap . Если хранится пиктограмма, на нее указывает свойство Picture. Icon . На хранящийся метафайл указывает свойство Picture. Metafile . Наконец, на графический объект произвольного типа указывает свойство Picture. Graphic .

Объект Picture и его свойства Bitmap , Icon , Metafile и Graphic имеют методы файлового чтения и записи LoadFromFile и SaveToFile :

procedure LoadFromFile (const FileName: string );

procedure SaveToFile (const FileName: string );

Для свойств Picture. Bitmap , Picture. Icon и Picture. Metafile формат файла должен соответствовать классу объекта: битовой матрице, пиктограмме, метафайлу. При чтении файла в свойство Picture. Graphiс файл должен иметь формат метафайла. А для самого объекта Picture методы чтения и записи автоматически подстраиваются под тип файла. Поясним это на примере.

Давайте построим приложение, аналогичное рассмотренному в разделе 4.2 примеру просмотра графических файлов. Для разнообразия можно организовать управление им не кнопкой Button , а меню. Поместите на форму компонент Image . Растяните его или задайте его свойство Align равным alClient , чтобы он занял всю клиентскую область формы. Перенесите на форму компонент диалога открытия графического файла OpenPictureDialog (см. раздел 8.2 ). Поместите также на форму компонент главного меню MainMenu (см. раздел 6.1 ) и задайте в нем один раздел - Файл. В обработчике этого раздела напишите оператор

(OpenPictureDialog1. Execute) then . Picture. LoadFromFile (. FileName);

Этот оператор вызовет диалог открытия графического файла (см. рис.4.4) и загрузит в компонент Image1 изображение из выбранного пользователем файла (см. рис.4.5). Причем файл может быть любого типа: битовая матрица, пиктограмма или метафайл.

Рис.4.5 Изображение в компоненте Image битовой матрицы (а) и пиктограммы (6)



В этом приложении метод LoadFromFile применен к Image1. Picture . Если будут открываться только файлы битовых матриц, то оператор загрузки файла можно заменить на

Picture. Bitmap. LoadFromFile (. FileName);

Для пиктограмм можно было бы использовать оператор. Picture. Icon. LoadFromFile (. FileName);

а для метафайлов - оператор. Picture. Metafile. LoadFromFile (. FileName);

или. Picture. Graphic. LoadFromFile (. FileName);

Но во всех этих случаях, если формат файла не совпадет с предполагаемым, возникнет ошибка. Аналогично работает и метод SaveToFile с тем отличием, что примененный к Picture или к Picture. Graphic он сохраняет в файле изображение любого формата. Например, если вы дополните свое приложение диалогом SavePictureDialog (см. раздел 8.2 ), введете в меню раздел Сохранить как и в его обработчик поместите оператор

SavePictureDialog1. Execute then . Picture. SaveToFile (SavePictureDialog1. FileName);

то пользователь получит возможность сохранить изображение любого формата в файле с новым именем. Только при этом, чтобы не возникало в дальнейшем путаницы, расширение сохраняемого файла все-таки должно соответствовать формату сохраняемого изображения.

Абсолютно идентично для изображений любого формата будет работать программа, если оператор сохранения вы замените на

Picture. Graphic. SaveToFile (. FileName);

использующий свойство Picture. Graphic . А если вам известен формат хранимого в компоненте Image изображения, то вы можете применить метод SaveToFile к свойствам Picture. Bitmap , Picture. Icon и Picture. Metafile .

Для всех рассмотренных объектов Picture , Picture. Bitmap , Picture. Icon и Picture. Metafile определены методы присваивания значений объектов:

Assign (Source: TPersistent);

Однако, для BitMap , Icon и Metafile присваивать можно только значения однородных объектов: соответственно битовых матриц, пиктограмм, метафайлов. При попытке присвоить значения разнородных объектов генерируется исключение ЕConvertError . Объект Picture - универсальный, ему можно присваивать значения объектов любых из остальных трех классов. А значение Picture можно присваивать только тому объекту, тип которого совпадает с типом объекта, хранящегося в нем.

Метод Assign можно использовать и для обмена изображениями с буфером Clipboard. Например, оператор

Assign (Image1. Picture);

занесет в буфер обмена изображение, хранящееся в Image1 . Аналогично оператор

графика delphi изображение приложение

Image1. Picture. Assign (Clipboard);

прочитает в Image1 изображение, находящееся в буфере обмена. Причем это может быть любое изображение и даже текст.

Надо только не забыть при работе с буфером обмена вставить в оператор uses вашего модуля ссылку на модуль Clipbrd . Автоматически Delphi эту ссылку не вставляет.

Возвращаясь к свойствам компонента Image , можно отметить один недостаток, присущий нашему тестовому приложению, приведенному на рис.4.5 При загрузке разных изображений размер окна приложения может оказаться или слишком маленьким, и тогда вы увидите только часть изображения, или слишком большим, и тогда изображение будет некрасиво размещено в левом верхнем углу формы, оставляя много пустого пространства. Этот недостаток можно устранить, если воспользоваться свойствами Height (высота) и Width (ширина) компонента Image . При свойстве AutoSize установленном в true размеры Image автоматически устанавливаются равными размерам загруженного изображения. И этими размерами можно воспользоваться для соответствующего изменения размеров формы. Например, приведенный ранее код загрузки изображения из файла можно заменить на следующий:

OpenPictureDialog1. Execute then

begin . Picture. LoadFromFile (. FileName);. ClientHeight: = Image1. Height+10;. Top: = Form1. ClientRect. Top

+ (Form1. ClientHeight - Image1. Height) div 2;. ClientWidth: = Image1. Width+10;. Left: = Form1. ClientRect. Left

+ (Form1. ClientWidth - Image1. Width) div 2;

end ;

В этом коде размеры клиентской области формы устанавливаются несколько больше размеров компонента Image1 , которые в свою очередь адаптируются к размеру картинки благодаря свойству AutoSize . Внесите эти исправления в свое приложение, выполните его и увидите, что форма стала автоматически адаптироваться к размерам загруженного изображения

Компонент Shape

Компонент Shape только условно может быть отнесен к средствам отображения графической информации, поскольку просто представляет собой различные геометрические фигуры, соответствующим образом заштрихованные. Основное свойство этого компонента - Shape (форма), которое может принимать значения:

Примеры этих форм показаны на рис.4.7

Рис.4.7 Примеры компонента Shape


Другое существенное свойство компонента - Brush (кисть). Это свойство является объектом типа TBrush , имеющим ряд подсвойств, в частности: цвет (Brush. Color ) и стиль (Brush. Style ) заливки фигуры. Заливку при некоторых значениях Style вы можете видеть на рис.4.7 Третье из специфических свойство компонента Shape - Pen (перо), определяющее стиль линий. Это свойство, как и свойство Brush , уже рассматривались в разделе 4.2 . Справочные данные об этих свойствах вы можете найти в главе 10 * .

Компонент Chart

Теперь рассмотрим компонент Chart . Этот компонент позволяет строить различные диаграммы и графики, которые выглядят очень эффектно (рис.4.8). Компонент Chart имеет множество свойств, методов, событий, так что если все их рассматривать, то этому пришлось бы посвятить целую главу. Поэтому ограничимся рассмотрением только основных характеристик Chart . А с остальными вы можете ознакомиться во встроенной справке Delphi или просто опробовать их, экспериментируя с диаграммами.

Компонент Chart является контейнером объектов Series типа TChartSeries - серий данных, характеризующихся различными стилями отображения. Каждый компонент может включать несколько серий. Если вы хотите отображать график, то каждая серия будет соответствовать одной кривой на графике. Если вы хотите отображать диаграммы, то для некоторых видов диаграмм можно наложить друг на друга несколько различных серий, для других (например, для круговых диаграмм) это, вероятно, будет выглядеть некрасиво. Однако, и в этом случае вы можете задать для одного компонента Chart несколько серий одинаковых данных с разным типом диаграммы. Тогда, делая в каждый момент времени активной одну из них, вы можете предоставить пользователю выбор типа диаграммы, отображающей интересующие его данные.

Разместите один или два (если захотите воспроизвести рис.4.8) компонента Chart на форме и посмотрите открывшиеся в Инспекторе Объектов свойства. Приведем пояснения некоторых из них.

Определяет возможность пользователя прокручивать наблюдаемую часть графика во время выполнения, нажимая правую кнопку мыши. Возможные значения: pmNone - прокрутка запрещена, pmHorizontal, pmVertical или pmBoth - разрешена соответственно прокрутка только в горизонтальном направлении, только в вертикальном или в обоих направлениях.

Позволяет пользователю изменять во время выполнения масштаб изображения, вырезая фрагменты диаграммы или графика курсором мыши (на рис.4.8 б внизу показан момент просмотра фрагмента графика, целиком представленного на рис.4.8 а).

Определяет заголовок диаграммы.

Определяет подпись под диаграммой. По умолчанию отсутствует. Текст подписи определяется подсвойством Text.

Определяет рамку вокруг диаграммы.

Легенда диаграммы - список обозначений.

MarginLeft, MarginRight, MarginTop, MarginBottom

Значения левого, правого, верхнего и нижнего полей.

BottomAxis, LeftAxis, RightAxis

Эти свойства определяют характеристики соответственно нижней, левой и правой осей. Задание этих свойств имеет смысл для графиков и некоторых типов диаграмм.

LeftWall, BottomWall, BackWall

Эти свойства определяют характеристики соответственно левой, нижней и задней граней области трехмерного отображения графика (см. рис.4.8 а, нижний график).

Список серий данных, отображаемых в компоненте.

Разрешает или запрещает трехмерное отображение диаграммы.

Характеристики трехмерного отображения.

Масштаб трехмерности (для рис.4.8 это толщина диаграммы и ширина лент графика).


Рядом со многими из перечисленных свойств в Инспекторе Объектов расположены кнопки с многоточием, которые позволяют вызвать ту или иную страницу Редактора Диаграмм - многостраничного окна, позволяющего установить все свойства диаграмм. Вызов Редактора Диаграмм возможен также двойным щелчком на компоненте Chart или щелчком на нем правой кнопкой мыши и выбором команды Edit Chart во всплывшем меню.

Если вы хотите попробовать воспроизвести приложение, показанное на рис.4.8, сделайте двойной щелчок на верхнем компоненте Chart . Вы попадете в окно Редактора Диаграмм (рис.4.9) на страницу Chart, которая имеет несколько закладок. Прежде всего вас будет интересовать на ней закладка Series. Щелкните на кнопке Add - добавить серию. Вы попадете в окно (рис.4.10), в котором вы можете выбрать тип диаграммы или графика. В данном случае выберите Pie - круговую диаграмму. Воспользовавшись закладкой Titles вы можете задать заголовок диаграммы, закладка Legend позволяет задать параметры отображения легенды диаграммы (списка обозначений) или вообще убрать ее с экрана, закладка Panel определяет вид панели, на которой отображается диаграмма, закладка 3D дает вам возможность изменить внешний вид вашей диаграммы: наклон, сдвиг, толщину и т.д.

Когда вы работаете с Редактором Диаграмм и выбрали тип диаграммы, в компонентах Chart на вашей форме отображается ее вид с занесенными в нее условными данными (см. рис.4.11).

Рис.4.10 Выбор типа диаграммы в Редакторе Диаграмм


Поэтому вы сразу можете наблюдать результат применения различных опций к вашему приложению, что очень удобно.

Страница Series, также имеющая ряд закладок, дает вам возможность выбрать дополнительные характеристики отображения серии. В частности, для круговой диаграммы на закладке Format полезно включить опцию Circled Pie, которая обеспечит при любом размере компонента Chart отображение диаграммы в виде круга. На закладке Marks кнопки группы Style определяют, что будет написано на ярлычках, относящихся к отдельным сегментам диаграммы: Value - значение, Percent - проценты, Label - названия данных и т.д. В примере рис.4.8 включена кнопка Percent, a на закладке General установлен шаблон процентов, обеспечивающий отображение только целых значений.

Вы можете, если хотите, добавить на этот компонент Chart еще одну тождественную серию, нажав на закладке Series страницы Chart кнопку Clone, а затем для этой новой серии нажать кнопку Change (изменить) и выбрать другой тип диаграммы, например, Bar. Конечно, два разных типа диаграммы на одном рисунке будут выглядеть плохо. Но вы можете выключить индикатор этой новой серии на закладке Series, а потом предоставить пользователю выбрать тот или иной вид отображения диаграммы (ниже будет показано, как это делается).

Выйдите из Редактора Диаграмм, выделите в вашем приложении нижний компонент Chart и повторите для него задание свойств с помощью Редактора Диаграмм. В данном случае вам надо будет задать две серии, если хотите отображать на графике две кривые, и выбрать тип диаграммы Line. Поскольку речь идет о графиках, вы можете воспользоваться закладками Axis и Walls для задания координатных характеристик осей и трехмерных граней графика.

На этом проектирование внешнего вида приложения завершается. Осталось написать код, задающий данные, которые вы хотите отображать. Для тестового приложения давайте зададим в круговой диаграмме просто некоторые константные данные, а в графиках - функции синус и косинус.

Для задания отображаемых значений надо использовать методы серий Series . Остановимся только на трех основных методах.

Метод Clear очищает серию от занесенных ранее данных.

Метод Add :

(Const AValue: Double; Const ALabel: String;: TColor)

позволяет добавить в диаграмму новую точку. Параметр AValue соответствует добавляемому значению, параметр ALabel - название, которое будет отображаться на диаграмме и в легенде, AColor - цвет. Параметр ALabel - не обязательный, его можно задать пустым: "".

Метод AddXY :(Const AXValue, AYValue: Double;ALabel: String; AColor: TColor)

позволяет добавить новую точку в график функции. Параметры AXValue и AYValue соответствуют аргументу и функции. Параметры ALabel и AColor те же, что и в методе Add .

Таким образом, процедура, обеспечивающая загрузку данных в нашем примере, может иметь вид:

155;=251;=203;=404;

var : word;

begin Series1 do

begin ;(A1, "Цех 1", clYellow);(A2, "Цех 2", clBlue);(A3, "Цех 3", clRed);(A4, "Цех 4", clPurple);

end ;. Clear;. Clear;

for i: =0 to 100 do

begin . AddXY (0.02*Pi*i, sin (0.02*Pi*i), "", clRed);. AddXY (0.02*Pi*i, cos (0.02*Pi*i), "", clBlue);

Если вы предусмотрели, например, для данных, отображаемых в диаграмме, две серии Series1 и Series4 разных видов - Pie и Bar , то можете ввести процедуру, изменяющую по требованию пользователя тип диаграммы. Эту процедуру можно ввести в событие OnClick какой-нибудь кнопки, в команду меню или, например, просто в обработку щелчка на компоненте Chart . Для того, чтобы загрузить данные в Series4 и сделать эту диаграмму в первый момент невидимой, можно вставить в конце приведенной ранее процедуры операторы

Assign (Series1);. Active: =false;

Первый из этих операторов переписывает данные, помещенные в Series1 , в серию Series4 . А второй оператор делает невидимой серию Series4 . Смена типа диаграммы осуществляет процедура

Active: = not Series1. Active;. Active: = not Series4. Active;

На рис.4.8 б вы можете видеть результат переключения пользователя на другой вид диаграммы.

Для отображения графической информации в библиотеке Delphi предусмотре­ны компоненты, список которых дан в табл. 6.

Таблица 6

Компоненты отображения графической информации

Компонент Страница Описание
Image (изображение) Additional Используется для отображения графики
PaintBox (окно для рисования) System Используется для создания на форме некоторой области, в кото­рой можно рисовать
DrawGrid (таблица рисунков) Additional Используется для отображения в строках и столбцах нетекстовых данных
Chart (диаграммы и графики) Additional Компонент принадлежит к семей­ству компонентов TeeChart, кото­рые используются для создания диаграмм и графиков
Chartfx (диаграммы и графики) ActiveX Редактор диаграмм и графиков
FIBook (страницы Excel) ActiveX Компонент ввода и обработки числовой информации
VtChart (диаграммы) ActiveX Окно построения диаграмм

Кроме того, отображать и вводить графическую информацию можно на повер­хности любого оконного компонента, имеющего свойство Canvas - канва.

Таблицы изображений – компоненты DrawGrid и StringGrid

Компонент DrawGrid используется для создания в приложении таблицы, ко­торая может содержать графические изображения. Этот компонент подобен компоненту StringGrid, поскольку послед­ний является производным от DrawGrid. Поэтому в DrawGrid присутствуют все свойства, методы, события компонента StringGrid, кроме относящихся к тексту, т.е. кроме свойств Cells , Cols, Rows, Objects. С этой точки зрения компонент StringGrid обладает существенно большими возможностями, чем DrawGrid, поскольку он может хранить в ячейках и изображения, и тексты. А если вы захотите внести текст в какие-то ячейки DrawGrid, то вам надо будет использовать для это­го методы вывода текста на канву, что не очень удобно.

Компоненты DrawGrid и StringGrid имеют канву Canvas, на которой можно размещать изображения.

Имеется метод Cell-Rect, который возвращает область канвы, отведенную под заданную ячейку. Этот метод определен как

function CellRect(ACol, ARow: Longint): TRect;

где ACol и ARow - индексы столбца и строки, начинающиеся с 0, на пересечении которых расположена ячейка. Возвращаемая этой функцией область является об­ластью канвы, в которой можно рисовать необходимое изображение. Например, оператор

DrawGridl.Canvas.CopyRect(DrawGridl.CellRect(1,1),

BitMap.Canvas,Rect(0,0,BitMap.Height,BitMap.Width));

копирует методом CopyRect в ячейку (1,1) таблицы DrawGridl изображение из компонента BitMap. Эта ячейка является второй слева и второй сверху в таблице, поскольку индексы начинаются с 0. Учтите, что если размеры ячейки меньше, чем размер копируемого изображения, то в ячейке поя­вится только левая верхняя часть картинки.

Изображение на канве компонентов DrawGrid и StringGrid, как и на канве любого компонента, подвержено стиранию при перекрытии окна приложения дру­гими окнами или, например, при сворачивании приложения.

Удобным способом занесения изображений в ячейки DrawGrid является испо­льзование обработчика событий OnDrawCell. Эти события наступают для каждой ячейки таблицы в момент ее перерисовки. Заголовок обработчика имеет вид:

procedure TForml.DrawGridlDrawCell(Sender: TObject;

ACol, ARow: Integer; Rect: TRect; State: TGridDrawState)

Параметр State указывает состояние ячейки. Он является множест­вом, которое может содержать следующие элементы: gdSelected - выделенная ячейка, gdFocused - ячейка, находящаяся в фокусе, gdFixed - ячейка в фикси­рованной области таблицы. Параметр State можно использовать для различного характера отображения ячеек в различных состояниях.

Компонент Shape

Компонент Shape только условно может быть отнесен к средствам отображе­ния графической информации, поскольку просто представляет собой различные геометрические фигуры, соответствующим образом заштрихованные. Основное свойство этого компонента - Shape (форма), которое может принимать значения:

StRectangle – прямоугольник;

StSquare – квадрат;

StRoundRect - прямоугольник со скругленными углами;

StRouhdSquare - квадрат со скруглен­ными углами;

StEllipse – эллипс;

StCircle – круг.

Другое существенное свойство компонента - Brush (кисть). Это свойство яв­ляется объектом типа TBrush, имеющим ряд подсвойств, в частности цвет (Brush.Color) и стиль (Brush.Style) заливки фигуры. Заливку при некоторых зна­чениях Style вы можете видеть на рис. 3.2. Третье из специфических свойство компонента Shape - Pen (перо), определяющее стиль линий.

Компонент Chart

Теперь рассмотрим компонент Chart. Этот компонент позволяет строить раз­личные диаграммы и графики, которые выглядят очень эффектно. Ком­понент Chart имеет множество свойств, методов, событий, так что если все их рас­сматривать, то этому пришлось бы посвятить целую главу. Поэтому ограничимся рассмотрением только основных характеристик Chart. А с остальными вы можете ознакомиться во встроенной справке Delphi или просто опробовать их, экспери­ментируя с диаграммами.

Компонент Chart является контейнером объектов Series - наследников клас­са TChartSeries. Каждый такой объект представляет серию данных, характеризующихся определенным стилем отображения: тем или иным графиком или диа­граммой. Каждый компонент Chart может включать несколько серий. Если вы хо­тите отображать график, то каждая серия будет соответствовать одной кривой на графике. Если вы хотите отображать диаграммы, то для некоторых видов диа­грамм можно наложить друг на друга несколько различных серий, для других (на­пример для круговых диаграмм) это, вероятно, будет выглядеть некрасиво. Одна­ко и в этом случае вы можете задать для одного компонента Chart несколько се­рий одинаковых данных с разным типом диаграммы. Тогда, делая в каждый мо­мент времени активной одну из них, вы можете предоставить пользователю выбор типа диаграммы, отображающей интересующие его данные.

Разместите один или два компонента Chart на форме и посмотрите открывшиеся в Инспекторе Объектов свойства. При­ведем пояснения некоторых из них.

AllowPanning - определяет возможность пользователя прокручивать наблюда­емую часть графика во время выполнения, нажимая правую кнопку мыши. Возможные значения: pmNone - прокрутка запрещена, pmHori/ontal, pm Vertical или pmBoth - разреше­на соответственно прокрутка только в горизонтальном направ­лении, только в вертикальном или в обоих направлениях.

AhowZoom - позволяет пользователю изменять во время выполнения масш­таб изображения, вырезая фрагменты диаграммы или графика курсором мыши. Если рамка фрагмента рисуется вправо и вниз, то этот фрагмент растягивается на все поле графика. А если рамка ри­суется вверх и влево, то восстанавливается исходный масштаб.

Title - определяет заголовок диаграммы.

Foot - определяет подпись под диаграммой. По умолчанию отсутству­ет. Текст подписи определяется подсвойством Text.

Frame - определяет рамку вокруг диаграммы.

Рядом со многими из перечисленных свойств в Инспекторе Объектов располо­жены кнопки с многоточием, которые позволяют вызвать ту или иную страницу Редактора Диаграмм - многостраничного окна, позволяющего установить все свойства диаграмм. Вызов Редактора Диаграмм возможен также двойным щелч­ком на компоненте Chart или щелчком на нем правой кнопкой мыши и выбором команды Edit Chart во всплывшем меню.

Cделайте двойной щелчок на верхнем компоненте Chart. Вы попадете в окно Редактора Диаграмм на страницу Chart, которая имеет несколько закладок. Прежде всего вас будет интересовать на ней закладка Series. Щелкните на кнопке Add - добавить серию. Вы попадете в окно, в котором вы мо­жете выбрать тип диаграммы или графика. В данном случае выберите Pie - круго­вую диаграмму. Воспользовавшись закладкой Titles вы можете задать заголовок диаграммы, закладка Legend позволяет задать параметры отображения легенды диаграммы (списка обозначений) или вообще убрать ее с экрана, закладка Panel определяет вид панели, на которой отображается диаграмма, закладка 3D дает вам возможность изменить внешний вид вашей диаграммы: наклон, сдвиг, толщину и т.д.

Когда вы работаете с Редактором Диаграмм и выбрали тип диаграммы, в ком­понентах Chart на вашей форме отображается ее вид с занесенными в нее условны­ми данными. Поэтому вы сразу можете наблюдать результат приме­нения различных опций к вашему приложению, что очень удобно.

Страница Series, также имеющая ряд закладок, дает вам возможность выбрать дополнительные характеристики отображения серии. В частности, для круговой диаграммы на закладке Format полезно включить опцию Circled Pie, которая обес­печит при любом размере компонента Chart отображение диаграммы в виде круга. На закладке Marks кнопки группы Style определяют, что будет написано на ярлыч­ках, относящихся к отдельным сегментам диаграммы: Value - значение, Percent - проценты, Label - названия данных и т.д.

Вы можете, если хотите, добавить на этот компонент Chart еще одну тождест­венную серию, нажав на закладке Series страницы Chart кнопку Clone, а затем для этой новой серии нажать кнопку Change (изменить) и выбрать другой тип диаграм­мы, например Bar.

Выйдите из Редактора Диаграмм, выделите в вашем приложении нижний компонент Chart и повторите для него задание свойств с помощью Редактора Диа­грамм. В данном случае вам надо будет задать две серии, если хотите отображать на графике две кривые, и выбрать тип диаграммы Line. Поскольку речь идет о гра­фиках, вы можете воспользоваться закладками Axis и Walls для задания координат­ных характеристик осей и трехмерных граней графика.

На этом проектирование внешнего вида приложения завершается. Осталось написать код, задающий данные, которые вы хотите отображать. Для тестового приложения давайте зададим в круговой диаграмме просто некоторые констант­ные данные, а в графиках - некоторые функции.

Для задания отображаемых значений надо использовать методы серий Series. Остановимся только на трех основных методах.

Метод Clear очищает серию от занесенных ранее данных.

Метод Add:

Add(Const AValue:Double; Const ALabel:String; AColor:TColor) ,

позволяет добавить в диаграмму новую точку. Параметр AValue соответствует до­бавляемому значению, параметр ALabel - метка, которая будет отображаться на диаграмме и в легенде, AColor - цвет. Параметр ALabel - не обязательный, его можно задать пустым: ‘ ’. Метод AddXY:

AddXY(Const AXValue, AYValue: Double; Const ALabel: String; AColor: TColor)

позволяет добавить новую точку в график функции. Параметры AXValue и AYVa­lue соответствуют аргументу и функции. Параметры ALabel и AColor те же, что и в методе Add.

Таким образом, процедура, обеспечивающая загрузку данных в нашем приме­ре, может иметь вид:

const Al=155; A2=251; A3=203; A4=404; var i:word; begin

With Seriesl do begin

Add(Al,"Цех l",clYellow);

Add(A2,"Цех 2",clBlue);

Add(A3,"Цех 3",clRed);

Add(A4,"Цех 4",clPurple); end;

Series2.Clear; SeriesS.Clear; for i:=0 to 100 do begin

Series2.AddXY(0.02*Pi*i,sin(0.02*Pi*i)

SeriesS.AddXY(0.02*Pi*i,cos(0.02*Pi*i) end;

ClRed); ,clBlue);

Операторы Clear нужны, если в процессе работы приложения вы собираетесь обновлять данные.

На этом мы закончим знакомство с компонентом Chart. Правда, мы рассмот­рели только малую часть его возможностей.

mob_info