Как работать с программой lmms 1.0 3. Руководство по эксплуатации LMMS - Linux MultiMedia Studio Computer Accessories MN1278

Интерфейс [ edit ]

Когда вы запускаете LMMS, вы сначала увидите этот экран:

Оговорка: интерфейс может незначительно отличаться в зависимости от того, какая версия программы у вас установлена, и какую операционную систему вы используете.

Различные части экрана (элементы ) пронумерованы жёлтым цветом. Они выполняют следующие функции:

  1. Главное меню предоставляет доступ к файлам проекта, некоторым плагинам, и онлайн-справке.
  2. В левой части Панели инструментов имеются два ряда:
    Кнопки в верхнем ряду связаны с файлами проекта - создать новый проект, открыть существующий, сохранить текущий и экспортировать в звуковой файл.
    Кнопки во втором ряду используются, чтобы показать/скрыть (переключить) различные окна в основной части интерфейса.
  3. В правой части панели инструментов имеются некоторые инструменты управления композицией, такие как темп, тактовый размер, громкость, высота тона и основная панель визуализации.
  4. Боковая панель имеет шесть кнопок. Нажатие на любую из них переводит соответствующую вкладку в положение включено/выключено.
    Каждая вкладка отображает определённый тип информации: Instrument plugins (Инструменты), My projects (Мои проекты), My samples (Мои семплы), My presets (Мои заготовки), My home (Домашняя папка) и My computer (Мой компьютер). Эти ресурсы могут быть использованы в сочинении вашей композиции.

Основная часть интерфейса содержит ряд окон, каждое из которых служит определённой цели.
Вы можете показать/спрятать любое из этих окон нажатием кнопок во втором ряду Панели инструментов .

Когда LMMS запущена, четыре окна открываются по умолчанию:

  • Song-Editor (Финальный секвенсор) . Здесь вы сочиняете композиции.
  • Beat+Bassline Editor (Пошаговый секвенсор) . Здесь создаются ударные (ритм).
    Вывод из этого окна автоматически вставляется в окно Song-Editor (Финальный секвенсор) как ритм/басовая дорожка.
  • FX-Mixer (Микшер FX) . Это звуковой микшер, где отдельно регулируется громкость каждого канала.
    Он также имеет дополнительно окно (Цепь фильтров), где вы можете добавить спецэффекты и связывать их вместе.

Не забывайте сохранять чаще! Сохраняйте свой проект всякий раз, когда вы создали то, что хорошо звучит. Также хорошая стратегия - сохранять различные версии вашей композиции. Это позволит вам возвращаться к предыдущей версии проекта.

Когда вы сохраняете проект первый раз, вам будет предложено выбрать папку и ввести название проекта (имя файла). Последующие сохранения будут перезаписывать этот файл, и LMMS будет показывать вам небольшое сообщение об этом в нижней части экрана. Ждите это сообщение!

Переходим к действию [ edit ]

Проект создаётся путём добавления instruments (инструментов) (вкладка 1 боковой панели), samples (семплов) (вкладка 3 боковой панели) и существующих presets (заготовок) (вкладка 4 боковой панели) в Song Editor (Финальный секвенсор) или в Beat+Bassline Editor (Пошаговый секвенсор).

Song Editor (Финальный секвенсор) удобен для неповторяющихся звуковых событий, таких как дорожки мелодий, а Beat+Bassline Editor (Пошаговый секвенсор) удобен для повторяющихся звуков, таких как перкуссия.
События, созданные в Beat+Bassline Editor (Пошаговом секвенсоре) являются "непрерывными" - то есть они могут быть удлиннены перетаскиванием мышью до тех пор, как вам нравится.
События, созданные в Song Editor (Финальном секвенсоре) являются "завершёнными" - то есть они не могут быть удлиннены (но могут быть скопированы, конечно).

Текущая песня всегда строится в Song Editor (Финальном секвенсоре). Здесь все elements (элементы) (блоки), включая события в Beat+Bassline Editor (Пошаговом секвенсоре), собраны вместе на шкале времени, и образуют вашу композицию целиком.

Когда вы вставляете инструмент, откроется окно редактора этого инструмента. Вы также можете его увидеть, если нажмёте на серую кнопку "название" инструмента в Song (Финальном) или Beat+Bassline Editors (Пошаговом секвенсоре). Когда вы нажимаете кнопку "название", она станет светло-серой. Теперь этот инструмент - "Active Instrument (Активный инструмент)". Кнопка "название" работает как выключатель для окна редактора инструмента. Окно редактора инструмента имеет пять вкладок: PLUGIN (МОДУЛЬ), ENV/LFO (ОБЛ/LFO), FUNC (АКК/АРП) FX и MIDI. Вкладка "PLUGIN (МОДУЛЬ)" меняется в зависимости от типа инструмента; все другие вкладки стандартны для всех инструментов, однако на вкладке ENV/LFO (ОБЛ/LFO) не будет влиять на плагины VST. Подробно об использовании функций на различных вкладках описано в разделе Working with Instruments (Работа с инструментами) .

Если вы хотите полностью удалить инструмент из вашей композиции, нажмите на его серую иконку "toolkit (Действия)" и выберите "Remove this track (Удалить дорожку)".

Инструменты делятся на предоставленные программой и заданные пользователем. Подпапки в вашей файловой системе могут быть использованы для иерархической организации инструментов и семплов.

Позже вы можете захотеть создать ваши собственные инструменты с нуля. Первая кнопка на боковой панели открывает инструментальные плагины. Это пустые по умолчанию шаблоны, которые вы можете использовать для своих собственных инструментов. Перетащите их в свой проект и поиграйте со всеми настройками в окне редактора. Некоторые подсказки и советы о том, как создавать инструменты 3-OSC, можно найти в разделе Making Triple-Oscillator Patches (Исправляем звук в трёхполосном осцилляторе) . (Конечно, вы также можете внести изменения в поставляемые с программой инструменты и сохранить их как свои собственные. Перезапись поставляемых инструментов не рекомендуется).

Создаём дорожку [ edit ]

Стандартный способ создания дорожки - добавление ударных инструментов в Beat+Bassline Editor (Пошаговом секвенсоре) и инструментов для дорожек мелодий в Song Editor (Финальном секвенсоре) . Затем создаются различные ударные "петли" ("лупы"), используя кнопку Add bassline (Добавить ритм/лейтмотив) в Beat + Bassline Editor (Пошаговом секвенсоре) для для каждого ритма, который вам нужен - главной басовой линии, линии хай-хэт (тарелок), дополнительных ритмов и пауз и т.д. Они появляются в Song Editor (Финальном секвенсоре) по мере их создания. Чтобы они зазвучали, нажмите на первый квадратик на временной шкале для создания нового element (элемента) (сегмента). Вы также можете растягивать Beat+Bassline (битовые/басовые) elements (элементы) (blocks (блоки)), чтобы сделать их длящимися несколько квадратиков. Та же технология может быть использована для повторяющихся басовых линий, если вы создаёте их в Beat+Bassline Editor (Пошаговом секвенсоре).

keyboard as piano

Для дорожек мелодии, нажмите в Song Editor (Финальном секвенсоре) квадратик, который вы хотите сделать новым сегментом мелодии, и два раза щёлкните этот element (Элемент) , чтобы открыть Piano Roll Editor (Секвенсор) . Поместите ноту в сетке Секвенсора нажатием на линию с делениями (для её создания), а затем растягиванием за её правый край, чтобы сделать её короче или длиннее, как вам нужно. Вы также можете перетаскивать ноты выше и ниже по сетке или вперёд и назад по времени, чтобы поместить их где нужно. Как вариант, вы можете нажать кнопку "record (Записать ноты)" в Piano Roll Editor (Секвенсоре) и сыграть ноты в реальном времени на клавиатуре, где клавиша "Z" проигрывает ноту C (до), "S" проигрывает C# (до-диез), "X" проигрывает D (ре), и "D" на вашей клавиатуре проигрывает ноту D# (ре-диез) (смотрите картинку справа). Чтобы играть ноты октавой выше, перейдите на клавишу "Q", чтобы проиграть C (до), и т.д. LMMS также может использоваться с MIDI-клавиатурой. Список успешно подключенных клавиатур находится в стадии разработки. Yamaha PSR 500m, Yamaha E413 keyboard, Midistart 3 pro keys USB-клавиатура от miditech и Korg Nano - заявлены как работающие на нашем форуме. Но различия в железе и операционной системе немаловажны! Спрашивайте в магазинах инструментов, можете ли вы протестировать клавиатуру, которую вы хотите купить, и берите клавиатуру с обычными по размеру пианино-клавишами. В будущем вы оцените этот выбор.

Теперь я бы порекомендовал вам прочитать и выполнить упражнения в разделе Your First Song with LMMS (Ваша первая композиция с LMMS) . Это очень помогло мне, когда я начал работать с LMMS.

→ Виртуальная студия с открытым кодом LMMS - бесплатный аналог FL Studio

Виртуальная студия с открытым кодом LMMS - бесплатный аналог FL Studio

Роман Петелин

Виртуальная студия LMMS изначально разрабатывалась под Linux. Само название LMMS является аббревиатурой от Linux MultiMedia Studio. В настоящий момент эта программа доступна и для платформы Windows. LMMS во многом напоминает FL Studio, однако в отличие от именитого аналога является бесплатной и распространяется по лицензии GPL. Данная статья ориентирована на пользователей FL Studio (зачастую, нелегальных), которые желают перейти на свободное программное обеспечение.

Чтобы в дальнейшем не отвлекаться, сразу скажу о недостатках LMMS (по сравнению с FL Studio):

  1. документация недостаточно подробная;
  2. слишком простой микшер, нет возможности формировать посылы;
  3. нет привычных плагинов из поставки FL Studio.

А на другую чашу весов помещу преимущества LMMS:

  1. бесплатность (очень полезное для учебных заведений свойство);
  2. наличие "своих" интересных плагинов, поддержка плагинов VST и LADSPA;
  3. наличие функции замораживания (Freeze) паттернов для освобождения ресурсов процессора.

LADSPA (Linux Audio Developer"s Simple Plugin API) - формат плагинов, который используется на платформе Linux так же широко, как VST на платформе Windows. LADSPA посвящен сайт http://www.ladspa.org .

Скачать LMMS можно на сайте в разделе Download . На момент написания статьи актуальной является версия 0.4.4. Доступны дистрибутивы для Linux и Windows. Пускай вас не смущает номер версии (меньше, чем 1.0.0). Дело в том, что у свободного и коммерческого программного обеспечения (ПО) разные принципы нумерации версий. Коммерческое ПО:

  • группа программистов постоянно работает над написанием нового кода, в котором воплощаются различные задумки в соответствии с планом работы;
  • приближается час х (рождество, какая-нибудь выставка, или же конкуренты выпустили очередную версию своего ПО) и менеджмент компании принимает решение о выпуске новой версии, или даже о переименовании продукта;
  • все существующие наработки собираются "до кучи", наспех проводится тестирование, ПО выпускается на дисках в красивых коробках;
  • пользователи покупают красивые коробки, устанавливают "сырое" ПО, сталкиваются с "глюками", обращаются в службу поддержки, выявленные ошибки устраняются, для ПО выпускаются обновления.

Это продолжается полгода, год или даже несколько лет.

А примерно так происходит разработка свободного ПО с открытым кодом:

  • группа программистов-энтузиастов неспешно работает над написанием нового кода, постепенно реализуя множество своих задумок;
  • если все задумки были бы воплощены, то данному ПО можно было бы присвоить версию 1, но нет предела совершенству - разработка длится многие годы, выходят промежуточные версии;
  • поскольку ПО и его исходный код открыт для всех желающих, в его разработке и тестировании принимает очень большое количество энтузиастов - программистов и рядовых пользователей, поэтому ПО получается очень надежным, несмотря на странные номера версий.

Дистрибутив LMMS занимает около 15 Мб, установка версии для Windows проходит без осложнений.

Сомнительным преимуществом LMMS является наличие русифицированного интерфейса. Например, паттерны в русском интерфейсе называются не совсем подходящим словом "лейтмотив" (в английском интерфейсе они называются Beat/Bassline ). Плагины в одном месте называются "модулями", а в другом "фильтрами". Редактор отпечатков клавиш лаконично называется "секвенсором" (это при наличии "пошагового секвенсора" и "финального секвенсора"). Редактор автоматизации называется "Редактором временных зависимостей". Одним словом, перевод интерфейса корявый и сбивает с толку. Если использовать LMMS для обучения, то крайне желательно пользоваться английским вариантом интерфейса. В настройках программы нет возможности переключать языки интерфейса. Чтобы "переключиться" на английский интерфейс, нужно зайти в папку C:\Program Files\LMMS\data\locale и удалить (или переместить в другое место) все файлы, кроме en.qm и qt_uk.qm.

В дальнейшем я буду приводить русские названия элементов интерфейса, а рядом в скобках - английские.

Перед изучением LMMS настоятельно рекомендую проделать следующее. В настройках программы (окно настроек открывается командой главного меню Edit > Settings (Правка > Параметры ), на вкладке Paths , которая открывается кнопкой , в поле LMMS WORKING DIRECTORY (РАБОЧИЙ КАТАЛОГ LMMS ) задайте путь к папке C:/Program Files/LMMS /data. После этого программа будет находить все нужные файлы.

После внесения изменений в настройки, закройте программу и запустите ее заново.

В верхней части главного окна программы (рис. 1) расположена панель инструментов, поля, в которых задается темп и музыкальный размер, регуляторы общей громкости и высоты тона, индикатор загрузки процессора (CPU) и "осциллограф", на котором отображается воспроизводимая в данный момент волновая форма.

На панели инструментов расположены кнопки операций с проектами (создание нового проекта, создание нового проекта из шаблона, сохранение проекта и т. п.), а также кнопки, которые открывают/закрывают различные окна программы. У всех кнопок имеются всплывающие подсказки.


Рис. 1. Главное окно LMMS

В левой части главного окна программы располагается браузер. В свернутом виде он выглядит как расположенный вертикально набор кнопок. Каждая кнопка открывает свою вкладку:

, Instrument plugins - плагины виртуальных инструментов;
, My projects - папка с демонстрационными и учебными проектами (туда же в дальнейшем можно сохранять собственные проекты);
, My samples - библиотека сэмплов;
, My presets - папка с пресетами для различных инструментов;
, My home - домашняя папка пользователя Windows;
, My computer - все дисковые ресурсы.

Для начала попробуйте выбирать и загружать готовые проекты. В поставку LMMS входит множество демонстрационных проектов. Многие из них звучат наивно, чувствуется, что созданы не очень опытными энтузиастами. Однако это вовсе не означает, что программа плохая. Все в ваших руках.

В настройках FL Studio можно выбирать различные алгоритмы интерполяции, используемые во встроенных генераторах. Чем более точная интерполяция, тем больше нагрузка на процессор и тем выше качество звучания. В LMMS таких алгоритмов всего два: "высокое качество включено" и "высокое качество выключено". Включение/выключение осуществляется кнопкой , расположенной в верхней части главного окна. Включайте/выключайте эту кнопку во время воспроизведения какого-нибудь проекта - ощутите изменения звука на слух.

Новый проект создается командой главного меню Project > New (Проект > Новый ). Если у вас имеются проекты, созданные средствами FL Studio, или просто MIDI-файлы, то их можно импортировать командой Project > Import (Проект > Импорт ).
Большая часть работы над проектом выполняется в двух окнах: Beat+Bassline Editor (Пошаговый секвенсор ) - аналог окна Step sequencer в FL Studio и Song-Editor инальный секвенсор ) - аналог окна Playlist в FL Studio.

Чтобы добавить новый инструмент (в FL Studio инструменты называются "генераторами"), нужно захватить его на вкладке Instrument plugins браузера и перетащить на свободное место в окно Beat+Bassline Editor (Пошаговый секвенсор ). Аналогичным образом можно перетаскивать в это окно пресеты и сэмплы. При этом нужные инструменты будут подключены автоматически.

Доступны следующие инструменты:

  • AudioFileProcessor - аналог встроенного сэмплера FL Studio;
  • BitInvader - осциллятор, форму волны которого можно редактировать в графическом виде;
  • Kicker - синтезатор звука большого бараабна;
  • LB302 - синтезатор, подобный Roland TB303;
  • Mallets - синтезатор перкуссионных звуков;
  • Organic - аддитивный синтезатор;
  • FreeBoy - эмулятор звучания игровой приставки GameBoy;
  • PatMan - эмулятор синтезатора некогда популярных звуковых карт Gravis UltraSound;
  • Sf2 Player - синтезатор-плеер файлов SoundFont;
  • SID - эмулятор звуковой системы компьютера Commodore;
  • TripleOscillator - качественный псевдоаналоговый синтезатор с тремя осцилляторами;
  • VeSTige - программный адаптер для подключения VSTi;
  • Vibed - синтезатор звучания струнных;
  • ZynAddSubFX - мощный синтезатор со сложной архитектурой.


Рис. 2. Пошаговый секвенсор, контекстное меню

Пошаговый секвенсор (рис. 2) содержит матрицу кнопок. Каждая строка матрицы соответствует одному инструменту, каждая кнопка в строке - определенному шагу секвенсора. Слева от каждого ряда кнопок имеется поле с логотипом инструмента и названием пресета или звукового файла. На рис. 2 эти поля называются kick_harg01.ogg, kick04.ogg и т. д. Если щелкнуть на таком поле, откроется панель соответствующего инструмента. Кнопкой открывается меню, с помощью которого можно копировать/удалять строки, матрицы, сопоставлять инструменты с входными/выходными MIDI-портами. Чуть правее этой кнопки расположены пары кнопок-индикаторов, которые позволяют включать/выключать инструменты, включать для них режим солирования. Регуляторы ГРМК , БАЛ (VOL , PAN ) - громкость, панорама.

Для каждого ряда матрицы доступно контекстное меню, которое показано на рис. 2. Команда Открыть в секвенсоре (Open in piano-roll ) на самом деле открывает редактор отпечатков клавиш (рис. 3).

В LMMS реализована функция Freeze ("замораживание" инструмента), когда прозрачно для пользователя происходит расчет (рендеринг) звуковых файлов партии инструмента с учетом подключенных к нему эффектов. В процессе "замораживания" пользователь наблюдает прогресс-индикатор. В результате "замораживания" ресурсы процессора не расходуются на синтез звука инструмента, т. к. его звучание воспроизводится из аудиофайла. К функции Freeze относятся следующие команды контекстного меню пошагового секвенсора:

  • Заморозить (Freeze ) - "заморозить" партию инструмента;
  • Переморозить (Refreee ) - повторно "заморозить" партию инструмента с учетом внесенных в нее изменений;
  • Разморозить (Unfreeze ) - разморозить партию инструмента.

Единовременно в пошаговом секвенсоре можно редактировать только один паттерн. Выбор текущего паттерна осуществляется с помощью раскрывающегося списка в верхней части окна. Кнопкой добавляется новый паттерн.

Кнопкой добавляется трек автоматизации. По умолчанию новый трек автоматизации не сопоставлен ни с одним из параметров. Чтобы сопоставить трек параметру, нужно проделать следующее:

  • нажмите и удерживайте нажатой клавишу;
  • левой кнопкой мыши захватите регулятор нужного параметра в окне пошагового секвенсора или на панели нужного инструмента;
  • перетащите указатель мыши на трек автоматизации, отпустите кнопку мыши и.


Рис. 3. Редактор отпечатков клавиш

Двойным щелчком на треке автоматизации открывается редактор автоматизации (рис. 4), который называется Редактор временных зависимостей (Automation editor ).


Рис. 4. Редактор автоматизации

Панели некоторых инструментов показаны на рис. 5. У пользователей FL Studio не должно возникнуть никаких проблем при работе с ними. На каждой панели доступно несколько вкладок. На вкладке МОДУЛЬ (PLUGIN ) расположены основные параметры инструмента: громкость, панорама, смещение высоты тона и номер канала микшера (КАНАЛ FX ), на который будет отправляться сигнал инструмента. Остальные параметры являются уникальными для каждого конкретного инструмента. Другие вкладки являются общими для всех инструментов:

  • ОБЛ/LFO (ENV/LFO ) - параметры генераторов огибающих, LFO, встроенного фильтра;
  • АКК/АРП (FUNC ) - параметры встроенного гармонизатора и арпеджиатора;
  • FX - "корзина" для подключении цепочки эффектов, которыми будет обрабатываться сигнал инструмента;
  • MIDI - настройка интерфейса MIDI для конкретного инструмента.

а б в
Рис. 5. Панели некоторых инструментов

Финальный секвенсор (Song-editor ), возможный вид которого показан на рис. 6, позволяет формировать композицию из паттернов. Каждый трек секвенсора соответствует отдельному паттерну. Прямоугольники на треках означают, что на соответствующих временных отрезках композиции будут звучать соответствующие паттерны.


Рис. 6. Финальный секвенсор

Кнопкой можно добавить в композицию аудиотрек, кнопкой - трек автоматизации. Аудиотреки предназначены для размещения на них звуковых файлов (например, с вокалом). При необходимости нужный файл можно перетащить непосредственно из браузера. Для воспроизведения звуковых файлов используется встроенный сэмплер.

Основное назначение микшера (рис. 7) заключается в том, чтобы обрабатывать сигналы разных каналов разными цепочками, составленными из плагинов. Также можно регулировать громкости каналов. Ничего другого с помощью микшера делать нельзя. Всего имеется 64 канала, модули которых доступны на четырех вкладках A , B , C , D . В правой части микшера имеется секция ЦЕПЬ ФИЛЬТРОВ (EFFECT CHAIN ), которая относится к выбранному в данный момент модулю микшера. Данная секция предназначена для формирования цепочки из плагинов для обработки сигнала выбранного модуля микшера.


Рис. 7. Микшер

Экспортировать проект в аудиофайл можно с помощью команды главного меню Проект > Экспорт . Откроется окно, в котором вы сможете задать имя файла и формат аудиофайла: WAV или OGG (открытый стандарт мультимедийных файлов). После нажатия кнопки Сохранить откроется еще одно окно (рис. 8), в котором можно задать параметры экспорта.


Рис. 8. Экспорт проекта в аудиофайл

В группе Output задается формат аудиофайла. В группе Quality settings задаются параметры, влияющие на субъективное качество звучания: Interpolation - алгоритм интерполяции, используемый во встроенных инструментах (от наименее качественного Zero Order Hold до самого качественного Sinc Best ); Oversampling - оверсэмплинг (внутреннее повышение частоты дискретизации для более качественной обработки); Sample-exact controllers - расчет автоматизации с точностью до сэмпла; Alias-free oscillators - подавление элайсинга осцилляторов встроенных инструментов.

Как видите, LMMS является достаточно развитой бесплатной виртуальной студией, которая по своим возможностям практически эквивалентна FL Studio.

Для обычного пользователя программы ОС Linux - тёмный лес. Тем более музыкальный софт. Да и вообще, это отдельная платформа и одинаковые продукты для Windows и Linux можно сосчитать по пальцам. Однако, встречются такие экземплярчики как секвенсор LMMS, изначально созданный для Linux. Первый плюс в сторону этой программы - то, что она бесплатная, как и другой софт для Linux. Об остальных возможностях речь пойдет ниже.
Первый запуск
При первом запуске, как и при всех последующих, запускается окно настроек (рис. 1).

Настроек довольно мало. В общих настройках (General settings) устанавливается буфер для звуковой платы, хотя сами настройки выхода звука выведены в отдельную подгруппу. Также удивляют настройки как аудио (значок динамика), так и миди (значок синтезатора). В них присутствуют не стандартные windows - устройства и не asio, а какие-то свои собственные драйвера. Хотя в работе были успешно проверены несколько звуковых плат. Был выбран интерфейс SDL, т.к. он один был доступен. Возможно, из-за этого не получалось записывать звуковые дорожки. После настроек переходим к интерфейсу.
Интерфейс
Интерфейс очень напоминает Fruity loops (рис. 2).

Да и не удивительно, ведь разработчики включили возможность импорта файлов из Fruity loops. Цветовая гамма тоже схожая с Fruity loops, как и окна, и осциллоскоп, и панель управления, и даже микшер. Хотя до Fruity loops она явно не дотягивает. Если окинуть взглядом всё рабочее пространство, то видно что оно состоит из следующих окон: Song editor, Beat+Bassline editor, Fx Mixer и Controller rack. Остальные инструменты припрятаны с глаз. Каждый в отдельности разбирать не имеет смысла, но всё же.
Song editor
Это и есть основное окно программы. Его можно сравнить с Playlist в Fruity loops (рис. 3).

Как и в большинстве секвенсоров по левую сторону - типы треков, по правую - область редактирования с событиями (или «кубиками» в народе). Существует несколько типов треков - инструменты (со значком клавиатуры синтезатора), семпл - треки (sample track), треки - паттерны (beat/bassline) и треки автоматизации (automation track). О них поговорим чуть позже. В верхней части - транспортная панель с небогатым набором (play, stop и два типа record, хотя в моём случае ни один не заработал) и панель инструментов. На панели инструментов можно добавлять треки в проект (кнопочки со значками «+»). Правее стоят режимы редактирования - карандашик (для создания новых событий) и рамка - для выделения и перемещения событий. Также есть масштаб и три кнопки для режима скроллинга, зацикливания и возврата в начало после стопа. Также возле значка лупы отображается текущий масштаб, который меняется не плавно, а имеет фиксированные значения.
Как же здесь писать музыку?
Создали мы новый проект, смотрим на Song editor. Но что делать дальше? Это зависит от того что мы хотим. Например, мы хотим создать синтезаторную партию. Для этого нужно вставить какой-то синтезатор, допустим, один из встроенных. Для этого просто выберем карандашик и создадим новое событие в треке Triple oscillator (он и будет в нашем случае синтезатором) (рис. 4).

Пока наше событие занимает только один такт. Теперь кликаем по нему 2 раза и открывается знакомое по другим секвенсорам окно piano roll для этого события (рис.5)

Теперь можно «рисовать» в нём наши ноты, пользуясь различными стандартными инструментами (ластик, карандаш, ножницы). Для тех, кто обладает миди-клавиатурой и хочет записать партию вживую, нужно нажать кнопочку записи (красный кружочек в белом), но сначала сделать вот что. Перейти к окну Song editor и выбрать своё миди-устройство. Для этого нажимаем на кнопке в левой части дорожки, выбираем midi и своё устройство (рис. 6).

Добавляем динамику
Ну, с piano roll-ом всё понятно. Теперь посмотрим что такое дорожка автоматизации. Как и в других редакторах, это - дорожка для изменения какого-то параметра во времени. Допустим, мы хотим сделать изменение высоты (pitch) нашего инструмента TripleOscillator во время проигрывания. Для этого у нас в основном окне редактора должен быть установлен хотя бы один трек автоматизации (automation track, со значком жёлтой «горки»). Потом открываем наш инструмент нажатием на нём один раз и зажав ctrl «тянем» этот контроллер на дорожку автоматизации (рис. 7)

После этого у нас появляется новое событие на дорожке автоматизации. Кликнув по нему 2 раза у нас открывается редактор автоматизации (automation editor), в котором мы «рисуем» изменения высоты (pitch).

Кроме основного окна есть Beat+Bassline editor. Принцип в чём-то схож с Fruity loops, но возможностей явно меньше. Например, невозможно изменять высоту ноты. Он скорее больше подходит для ударных. Итак, мы рисуем в нём пошагово ноты (рис. 8).

Как видно из рисунка, мы «рисуем» ноты для инструмента TripleOscillator, при этом выбран нулевой паттерн (beat/bassline 0). Нажимая на кнопочку Add beat/bassline (зелёный квадратик с плюсиком), мы создаем следующий чистый паттерн (beat/bassline 1, 2 и т.д.). Последовательность их проигрывания мы выстраиваем в основном редакторе (рис. 9).

На рисунке 9 у нас 4 такта играет нулевой паттерн, 3 и 4 такты - первый и нулевой паттерн, а 5 и 6 такты - второй паттерн.
Встроенные плагины и семплы
С левого края совсем неприметно притаилась ещё одна панель с кнопочками. Здесь хранятся встроенные инструменты и семплы LMMS (рис. 10).

Всего доступно 13 инструментов. Помимо синтезаторов здесь есть и плагины другого типа. Например, Audio file processor - это семплер, хотя и довольно примитивный. К слову, все семплы «перетянутые» из браузера семплов, автоматически открываются в Audio file processor-е, то есть носят характер инструмента. Кроме того, есть пару инструментов для загрузки банков некоторых звуковых плат (SF2 Player для SB-совместимых, PatMan - для GUS).

Возможность запускать VST-инструменты тоже есть, правда через свой встроенный плагин VeSTige. Хотя интерфейс и не очень удобный, т.к. приходится загружать dll-файлы инструментов вручную, но работают они довольно сносно.

Из синтезаторов хочу отметить эмуляторы старых звуковых процссоров. Так, BitInvader даёт забавный 8-битный звук, SID - эмулирует процессор компьютера Commodore 64, а PAPU вообще эмулирует звук игровой приставки Gameboy.

Следующая кнопочка открывает браузер проектов (My Projects). Здесь собраны заводские проекты, а также созданные пользователем. Для примера работы LMMS можно зайти в каталог cool_songs и послушать какие треки сочиняют в LMMS.

Во вкладке My Samples находятся встроенные семплы, разбитые по категориям. Ничего сверхьестественного нет, хотя вкладка Drumsynth имеет довольно неплохую библиотеку ударных тоже разбитых по категориям. Хранятся они в формате *.ds.

Вкладка My presets открывает нам доступ к пресетам для встроенных синтезаторов. Всё разбито по инструментам. Причем, если «перетащить» пресет в окно аранжировки, то создастся новый инструмент с этим пресетом. Довольно неплохие звуки сделали разработчики для ZynAddSubFX. Хотя, к сожалению, прослушать их можно, но при перетаскивании появляется ошибка. В результате приходится открывать каждый эффект уже из окна самого плагина.

Две нижние вкладки My Home и Root directory вынесены, судя по всему, для заполнения пустоты. Другого применения я им не увидел.
Микшер, эффекты и сохранение
Микшер тут тоже очень напоминает Fruity loops. Доступно 4 группы (A, B, C, D) по 16 дорожек в каждой - итого 64 и мастер-дорожка (рис. 13).

Справа от регуляторов громкости для дорожек находится ячейка эффектов (Effects chain) куда мы вставляем эффекты, нажимая на Add effect. Доступно несколько десятков встроенных эффектов. Поддержки VST и DX плагинов нет. Интересно то, что система здесь такова, что при создании нового инструмента или другой дорожки для него не создаcтся новой дорожки и его звуковой поток направляется автоматически на общую дорожку Master. Назначать дорожку эффектов мы должны вручную. Открываем нашу дорожку в окне аранжировки. Кликаем по ней, открываются её свойства, теперь и выбираем на какой трек в микшере будет направлен её звуковой поток (рис. 14).

На рисунке 14 мы назначили дорожку 2 в микшере для инструмента bass_hard01.

Для нашего инструмента также можно назачать эффект независимо от микшера. Для этого в её свойствах нужно открыть вкладку FX и там добавить нужные эффекты.

Сохраняются файлы в своём формате mmp или mpt. Есть возможность экспорта в wav файл или в ogg, в mp3 нет.
Заключение
На первый взгляд LMMS - хорошая звуковая студия. Особенно «подкупает» интерфейс похожий на Fruity loops. Но, к сожалению это далеко не Fruity loops. Во-первых, не понравилось то, что он довольно глючный. То ли это сложности портирования под Windows, то ли общие недоработки - неизвестно. Хотя, в общем, создать свой трек с его помощью вполне возможно. Под конец хочу вынести вкратце плюсы и минусы LMMS.

Плюсы:
бесплатный;
поддержка внешних миди-устройств;
своя база семплов, инструментов и эффектов;
неплохие возможности аранжировки и сведения (piano roll, многоканальный микшер с эффектами, автоматизация);
возможность использования VST-инструментов;
возможность импорта и экспорта в некоторые форматы (ogg, flp).
Минусы:
высокая загрузка ЦП и нестабильность;
нет поддержки DX и VST эффектов;
нет поддержки как ASIO, так и стандартных Windows драйверов;
невозможно экспортировать проект в миди файл.

Отличная программа для Linux, которая называется LMMS, то есть Linux MultiMedia Studio.

На скриншоте можно видеть (по крайней мере, если его открыть) три дорожки, одна из которых исполняется программным синтезатором LB302 (он эмулирует Roland"овский синтезатор TB-303), а две другие несут в себе барабанные партии. Что ж, остановимся пока на последних и попробуем что-нибудь сделать.

Если открыть новый проект, взору откроются три дорожки, последняя из которых и есть нужная нам Beat/Baseline 0. Что ж, давайте совершим на первом такте этой дорожки (такты разделены вертикальными линиями) двойной клик и добавим в открывшийся редактор какие-нибудь барабаны. Во вкладке My Samples слева легко обнаружить каталог drums. По клику на каждый из присутствующих там файлов должен будет прозвучать соответствующий звук. Если звук этот нравится, берите его и тащите на пустое место в барабанном редакторе. Добавьте столько барабанов, сколько нужно, и приступайте к созданию барабанной партии путём вращения колёсика мышки над шагами (прямоугольники с закруглёнными краями) до получения желаемой их громкости (кликом можно сразу выставить полную громкость или, наоборот, вернуть к нулю). Удобно при этом, кстати, запустить проигрывание партии. Поиграйте с этим редактором, у него много интересных возможностей; тем не менее, для сложных барабанных партий я бы посоветовал воспользоваться специализированным редактором, например, Hydrogen - результат потом можно вставить как sample-track. А ещё можно наиграть на реальной установке - по-моему, лучшее решение.

Итак, средняя дорожка нового проекта - «Sample track». Такие добавляются, соответственно, кнопкой «Add sample-track». На неё можно вставить (двойной клик по нужному такту) любой сэмпл почти любого формата. Я пробовал записывать электрогитару и вставлять таким образом - получается очень здорово, если сыграть ровно. И, что не менее интересно, здесь можно использовать LADSPA-плагины. Например, можно добавить distortion/overdrive/wah-wah/etc (хоть всё сразу, процессор себе только не сожгите) к чистому звуку электрогитары. Кстати, страшная тайна - эффекты LADSPA можно использовать в LMMS повсеместно - даже для барабанов (вкладка FX для AudioFileProcessor).


Ну и, наконец, самое интересное - звуковые синтезаторы LMMS. Присутствующий в проекте изначально TripleOscillator имеет много настроек, но, на мой взгляд, гораздо интересней звучит синтезатор LB302. Что ж, давайте возьмём LB302 (или ещё что-нибудь из вкладки Instrument plugins) и перетащим его поверх негодного TripleOscillator. Сейчас самое время подключить какие-нибудь клавиши, которые умеют работать с MIDI. У меня дома имеется синтезатор Yamaha PSR-295, который, при подключении по USB, сразу же подхватывается драйверами ALSA как MIDI-устройство ввода и вывода (то есть можно не только что-нибудь наигрывать, но и выводить MIDI-поток для проигрывания настоящим железным синтезатором ^_^). Так что кликайте по пентаграмме с клавишами на нужной дорожке и выбирайте в качестве «MIDI input» своё устройство. Теперь можно вновь обратиться к настройкам инструмента и чего-нибудь покрутить на вкладке «plugin» до получения приятного и подходящего вашей композиции звука (ну, или неприятного, но подходящего - смотря, что за композиция). Соответственно, наигрывать в это время что-нибудь (как видите, можно это делать даже обычной компьютерной клавиатурой и/или мышкой) и вообще наслаждаться фактом наличия такой программы в виде free open source software.


Итак, вот оно. Средство воплощения мелодий LMMS. Запустите запись и постарайтесь ровно сыграть что-нибудь. Метроном вам в этом поможет, отбивая по 4 удара каждый такт. В выбранном по умолчанию режиме «draw mode» (карандаш) можно тянуть ноты за правый край, тем самым изменяя их длительность; можно перемещать ноты в любую сторону; можно вообще создавать новые ноты, что тоже часто бывает удобно. Столбики внизу позволяют менять громкость каждой ноты (разумеется, если записываться с MIDI-устройства, громкость должна будет выставляться сама в зависимости от того, с какой силой нажимать на клавиши инструмента). Если вы начали играть не сразу, а, скажем, с четвёртого удара метронома (второй такт), не беда - в нотном редакторе есть инструмент выделения («select mode») и перемещения («move selection»). Закончив запись мелодии, можно вернуться к основному окну с дорожками («Song-Editor») и, например, продублировать эту самую мелодию. Для этого достаточно с зажатой клавишей Ctrl перетащить получившийся паттэрн на следующие, свободные такты.

В заключение хочется сказать, что были рассмотрены лишь основные возможности этой программы. На практике, весьма вероятно, полезными окажутся также возможность использовать нотный редактор в барабанных партиях («Open in piano-roll») или, например, возможность добавить к композиции VST(i)-инструмент (плагин VeSTige; должен быть установлен WINE). Приятного музицирования!

Для обычного пользователя программы ОС Linux - тёмный лес. Тем более музыкальный софт. Да и вообще, это отдельная платформа и одинаковые продукты для Windows и Linux можно сосчитать по пальцам. Однако, встречются такие экземплярчики как секвенсор LMMS, изначально созданный для Linux. Первый плюс в сторону этой программы - то, что она бесплатная, как и другой софт для Linux. Об остальных возможностях речь пойдет ниже.

Первый запуск

При первом запуске, как и при всех последующих, запускается окно настроек (рис. 1).

Рисунок 1. Настройки программы.

Настроек довольно мало. В общих настройках (General settings) устанавливается буфер для звуковой платы, хотя сами настройки выхода звука выведены в отдельную подгруппу. Также удивляют настройки как аудио (значок динамика), так и миди (значок синтезатора). В них присутствуют не стандартные windows - устройства и не , а какие-то свои собственные драйвера. Хотя в работе были успешно проверены несколько звуковых плат. Был выбран интерфейс SDL, т.к. он один был доступен. Возможно, из-за этого не получалось записывать звуковые дорожки. После настроек переходим к интерфейсу.

Интерфейс

Интерфейс очень напоминает (рис. 2).


Рисунок 2. Фрагмент интерфейса LMMS.

Да и не удивительно, ведь разработчики включили возможность импорта файлов из Fruity loops. Цветовая гамма тоже схожая с Fruity loops, как и окна, и осциллоскоп, и панель управления, и даже микшер. Хотя до Fruity loops она явно не дотягивает. Если окинуть взглядом всё рабочее пространство, то видно что оно состоит из следующих окон: Song editor, Beat+Bassline editor, Fx Mixer и Controller rack. Остальные инструменты припрятаны с глаз. Каждый в отдельности разбирать не имеет смысла, но всё же.

Song editor

Это и есть основное окно программы. Его можно сравнить с Playlist в Fruity loops (рис. 3).


Рисунок 3. Окно Song editor.

Как и в большинстве секвенсоров по левую сторону - типы треков, по правую - область редактирования с событиями (или «кубиками» в народе). Существует несколько типов треков - инструменты (со значком клавиатуры синтезатора), семпл - треки (sample track), треки - паттерны (beat/bassline) и треки автоматизации (automation track). О них поговорим чуть позже. В верхней части - транспортная панель с небогатым набором (play, stop и два типа record, хотя в моём случае ни один не заработал) и панель инструментов. На панели инструментов можно добавлять треки в проект (кнопочки со значками «+»). Правее стоят режимы редактирования - карандашик (для создания новых событий) и рамка - для выделения и перемещения событий. Также есть масштаб и три кнопки для режима скроллинга, зацикливания и возврата в начало после стопа. Также возле значка лупы отображается текущий масштаб, который меняется не плавно, а имеет фиксированные значения.

Как же здесь писать музыку?

Создали мы новый проект, смотрим на Song editor. Но что делать дальше? Это зависит от того что мы хотим. Например, мы хотим создать синтезаторную партию. Для этого нужно вставить какой-то синтезатор, допустим, один из встроенных. Для этого просто выберем карандашик и создадим новое событие в треке Triple oscillator (он и будет в нашем случае синтезатором) (рис. 4).


Рисунок 4. Создаем новое событие для инструмента Triple oscillator.

Пока наше событие занимает только один такт. Теперь кликаем по нему 2 раза и открывается знакомое по другим секвенсорам окно piano roll для этого события (рис.5)


Рисунок 5. Окно Piano roll.

Теперь можно «рисовать» в нём наши ноты, пользуясь различными стандартными инструментами (ластик, карандаш, ножницы). Для тех, кто обладает миди-клавиатурой и хочет записать партию вживую, нужно нажать кнопочку записи (красный кружочек в белом), но сначала сделать вот что. Перейти к окну Song editor и выбрать своё миди-устройство. Для этого нажимаем на кнопке в левой части дорожки, выбираем midi и своё устройство (рис. 6).


Рисунок 6. Выбор миди-устройства для дорожки.

Добавляем динамику

Ну, с piano roll-ом всё понятно. Теперь посмотрим что такое дорожка автоматизации. Как и в других редакторах, это - дорожка для изменения какого-то параметра во времени. Допустим, мы хотим сделать изменение высоты (pitch) нашего инструмента TripleOscillator во время проигрывания. Для этого у нас в основном окне редактора должен быть установлен хотя бы один трек автоматизации (automation track, со значком жёлтой «горки»). Потом открываем наш инструмент нажатием на нём один раз и зажав ctrl «тянем» этот контроллер на дорожку автоматизации (рис. 7)


Рисунок 7. «Перетягиваем» контроллер.

После этого у нас появляется новое событие на дорожке автоматизации. Кликнув по нему 2 раза у нас открывается редактор автоматизации (automation editor), в котором мы «рисуем» изменения высоты (pitch).

Кроме основного окна есть Beat+Bassline editor. Принцип в чём-то схож с Fruity loops, но возможностей явно меньше. Например, невозможно изменять высоту ноты. Он скорее больше подходит для ударных. Итак, мы рисуем в нём пошагово ноты (рис. 8).


Рисунок 8. Пошаговый редактор Beat+Bassline.

Как видно из рисунка, мы «рисуем» ноты для инструмента TripleOscillator, при этом выбран нулевой паттерн (beat/bassline 0). Нажимая на кнопочку Add beat/bassline (зелёный квадратик с плюсиком), мы создаем следующий чистый паттерн (beat/bassline 1, 2 и т.д.). Последовательность их проигрывания мы выстраиваем в основном редакторе (рис. 9).


Рисунок 9. Паттерны в аранжировке.

На рисунке 9 у нас 4 такта играет нулевой паттерн, 3 и 4 такты - первый и нулевой паттерн, а 5 и 6 такты - второй паттерн.

Встроенные плагины и семплы

С левого края совсем неприметно притаилась ещё одна панель с кнопочками. Здесь хранятся встроенные инструменты и семплы (рис. 10).


Рисунок 10. Панель встроенных инструментов.

Первая кнопочка открывает самое интересное - браузер инструментов (Instrument plugins). Здесь расположены все встроенные инструменты (рис. 11).


Рисунок 11. Браузер инструментов.

Всего доступно 13 инструментов. Помимо синтезаторов здесь есть и плагины другого типа. Например, Audio file processor - это семплер, хотя и довольно примитивный. К слову, все семплы «перетянутые» из браузера семплов, автоматически открываются в Audio file processor-е, то есть носят характер инструмента. Кроме того, есть пару инструментов для загрузки банков некоторых звуковых плат (SF2 Player для SB-совместимых, PatMan - для GUS).

Обратите внимание:

mob_info