Часы с репетиром. Почему часы с репетиром дорогие? Часы с репетиром японские

Обзоры часов с функцией репетир

На выставке SIHH 2019 бренд Audemars Piguet представил абсолютно новую коллекцию часов – CODE 11.59. Название коллекции это отсылка к “генетическому коду” бренда (CODE - акроним от Challenge, Own, Dare, Evolve, а цифры 11.59 означают последнюю минуту перед началом нового дня), к его “способности нарушать устоявшиеся соглашения и бросать вызов стандартам”. Новую коллекцию сразу представили в широкой гамме из 13 моделей: четыре трехстрелочных модели, четыре хронографа, один вечный календарь, один минутный репетир, две модели с турбийоном, один турбийон с скелетонизированным циферблатом. Запуск коллекции CODE 11.59 является одним из самых амбициозных в истории компании.

На выставке “Baselworld 2015” модный дом “ ” представил несколько новинок, одной из которых стали часы “Louis Vuitton Escale Répétition Minutes Worldtime ”. Новая модель развивает и усложняет линейку “Escale”, которая была представлена на прошлогодней вставке в Базеле. Новинка имеет яркий дизайн с оригинальной индикацией и сложнейший механизм в котором впервые в мире совместили функцию GMT (мировое время) и минутный репетир.

Одной из самых ярких, если не самая яркая, новинок всей вставки “Baselworld 2015” стали часы “”. В этих уникальных часах были собраны все исследования специалистов компании в области виброакустики. Минутный репетир нестандартной конструкции, который предает вибрации на безель и сапфировое стекло делают эту модель одной из самых значимых наручных часов с минутным репетиром.

В честь своего 175-летия мануфактура “ ” создала целую линейку юбилейных часов различных моделей, но одна модель особенно выделяется. Модель “” является самыми сложными часами созданными “Patek Philippe” и одними из самых сложных наручных часов в мире. Это связанно не только с количеством усложнений (всего в механизме реализовано 20 усложнений), но и с их сложностью с механической точки зрения. Доказательство тому наличие двух усложнений, впервые созданных в часовой индустрии. На разработку, производство и сборку этой модели ушло 100 000 часов, из которых 60 000 часов затрачено на создание уникального механизма. Также эта модель стала первыми часами мануфактуры с двумя циферблатами на каждой стороне. Часы “Patek Philippe Grandmaster Chime ” являются примером фанатичного подхода часовщиков к созданию по-настоящему “умных часов” в которых объединились не только уникальная механика и эстетика, но и акустическое волшебство, создаваемое миниатюрными гонгами и молоточками во время перезвона. По сути эти часы являются наручными курантами.

Хорошие швейцарские часы с репетиром - вещь дорогая. Но это настоящий показатель статуса. Выражение "часы с репетиром" наверняка приходилось слышать многим. Но что это за часы? Что такое репетир и зачем он нужен?

Репетир (или ретранслятор) - это специальное устройство в часах, которое с помощью звуков сообщает владельцу о времени. Такое объяснение сразу вызывает ассоциацию с часами с боем или с кукушкой. Да, принцип у них похож. Но при этом существует одно принципиальное различие - часы с репетиром сообщают вам время только тогда, когда вы об этом попросите (нажмёте на специальную кнопку). Таким образом, репетир не заставляет хозяина каждый час слушать бой или другие звуки, которые при таком частом воспроизведении очень быстро надоедят. Особенно отвратительно находиться с часами с боем в одной комнате ночью, ведь этот механизм будет будить вас постоянно. Именно поэтому часы с репетицией ценятся намного выше остальных своих собратьев.

Ретранслятор в часах - что это такое в плане устройства?

Ретранслятор в часах - что это? Мы не будем подробно с механической точностью рассказывать об устройстве всего механизма. Скажем только, что основой, приводящей в действие специальные молоточки, является пружина, которая срабатывает от нажатия на кнопку. Механизм репетира до сих пор считается одним из самых сложных. Именно поэтому так редко можно найти репетир в маленьких наручных часах. Подобные наручные часы существуют, но стоят очень дорого. Гораздо популярнее репетир в настенных или напольных механизмах.

История возникновения ретранслятора на часах

История берёт начало в семнадцатом веке. Тогда уже люди активно пользовались механическими часами, но ещё не знали, что такое электричество, не умели пользоваться светящимися красками и подобными приспособлениями. Механические часы отлично справлялись с задачей показывать время днём. А вот в тёмное время суток стрелки и циферблат разглядеть было невозможно. Именно для решения это проблемы и изобрели часы репетир. Конечно, при изобретении ретранслятора на часах, никто не думал о простых гражданах. Это устройство было сделано специально для моряков, чтобы избавить их от необходимости каждый раз зажигать огонь в тёмное время суток, чтобы узнать время. Потом часы с репетицией постепенно стали доступны каждому располагающему средствами человеку. Изобрёл и запатентовал это устройство английский часовщик Даниэль Куэйр в 1687 году. Удобство этого изобретения обеспечило ему очень долгую жизнь. Часы с репетиром чрезвычайно популярны и по сей день. Более того, сегодня можно найти ретранслятор в самых разных часах с разным звуковым оформлением. С конца семнадцатого века появились различные виды репетиров, которые могут сообщать хозяину не только часы, но и минуты с разным уровнем точности.

Виды часов с репетиром

Большинство существующих сегодня моделей дают возможность, не смотря на циферблат, узнать время с точностью до минуты, хотя их простое устройство с времён создания не сильно изменилось. Репетиры способны производить всего 2 типа звуков: низкой и высокой тональности. Но и такие ограниченные возможности позволяют легко определить точное время. Итак, какие существуют виды репетиров?
Четвертные - самая простая разновидность и при этом наименее точная. Низкий тон отбивает количество часов, высокими тонами обозначены четверти часа. Таким образом, если на часах будет 12:38, репетир отобьёт 12 низких ударов и 2 высоких.
Получетвертной - чуть более точный. Высокий тон отбивает количество получетвертей часа (то есть 7 мин. 30 сек.).
Децимальный репетир - сообщает высоким тоном об интервалах в 10 минут. В 12:38 механизм издаст 12 низких звуков и 3 высоких.
Пятиминутные механизмы - репетир этого типа может издавать уже три типа звуков. Низкие обозначают часы, высокие - интервалы в 5 минут. И есть ещё сдвоенный удар, которым обозначены четверти часа. Таким образом, в 12:38 репетир издаст 12 низких, 2 сдвоенных и 1 высокий звук.

Минутный репетир - это самый точный репетир из всех имеющихся моделей. Так же, как и пятиминутный, он может обозначать низкими звуками часы, сдвоенными - четверти часа, а вот высокие звуки обозначают не пятиминутные интервалы, а минуты. В 12:38 вы услышите 12 низких ударов, 2 сдвоенных и 8 высоких.
Последняя модель наиболее распространена сегодня. О ней стоит сказать несколько подробнее.

Минутный репетир - что это такое?

О принципе работы такого репетира сказано выше. Интересно, что данные разновидности нередко снабжают дополнительными функциями. Существуют минутный репетир с функцией боя. Такие часы бывают двух видов:
Grande Sonnerie - этот тип механически отбивает часы и четверти, предваряя каждую четверть повторением часового боя.
Petite Sonnerie - точно так же отбивает часы и четверти, но без повторения часовой партии.

Особенности современных репетиров

Современные технологии позволяют делать репетиры с гораздо большим разнообразием звуков. В некоторые встраивают даже не очень сложные мелодии. Существуют ещё жакемары - одна из самых дорогих разновидностей. На их циферблате расположены фигурки, которые двигаются в такт бою. Сегодня вы не найдёте репетиры в каждом доме. Такие часы дорогие, их сейчас покупают не для повседневного использования. Это признак высокого статуса.

Репетир является одной из самых сложных функций часов. Такие часы способны звучать через определенные промежутки времени. Это фактически уже не часы, а музыкальная шкатулка. Мы отобрали 10 наиболее интересных часов — репетиров. Некоторые из них являются еще и будильниками.

A. Lange & Sohne Zeitwerk Striking Time

У этих часов функция репетира, в отличие от многих других, интегрирована прямо в циферблат, где видны полированные стальные молоточки. Они отбивают четверть часа и полный час — бьют в гонг.

Audemars Piguet Tradition Tourbillon Minute Repeater Chronograph

Такие часы были произведены всего в количестве 10 штук каждой из 2-х версий (розовое золото и титан). Компания уверяет, что титановый корпус идеально подходит для репетира (ведь звучание во многом и определяется качеством самого корпуса часов и его размерами).


Breguet Ref. 7800 Classique “La Musicale”

По нажатию кнопки, расположенной у отметки «10 часов», либо по достижению заданного времени, часы играют мелодию Баха «Badinerie». Это уже настоящая музыкальная шкатулка.

Bulgari Commedia del’Arte Brighella

Данные часы имеют на борту репетир с кафедральным гонгом с 2 молоточками. Когда часы звучат, фигурки на циферблате начинают двигаться.

Jaeger-LeCoultre Master Ultra Thin Minute Repeater Flying Tourbillon

Эти очень тонкие для минутного репетира часы (7,9 мм), тем не менее, обладают двумя молоточками и 2 гонгами, которые прикреплены с сапфировому стеклу.


Jaquet Droz Bird Repeater

Репетир здесь отбивает часы, четверти и минуты, а птички на циферблате начинают оживать.


Piaget Emperador Coussin Automatic Minute Repeater

Калибр часов оснащен специальной системой, которая позволяет регулировать начало и конец звучания.

Tutima Hommage Minute Repeater

Немецкий производитель потратил 3 года на разработку механизма для часов. Через прозрачную заднюю крышку виден механизм репетира.



Ulysse Nardin Stranger

Эти часы отбивают мелодию знаменитой песни Фрэнка Синатры «Strangers in the Night» каждый час или по желанию владельца.



Vacheron Constantin Patrimony Contemporaine Ultra-Thin Calibre 1731

Калибр толщиной всего 3,9 мм предлагает не только запас хода в 65 часов, но и репетир.

Часы, способные озвучивать время, родились раньше других. Но до сих пор они считаются самыми сложными, дорогими и престижными

Слово “репетир” переводится как “повторение”. Потому что это устройство с помощью звука повторяет показания часовых стрелок. В XVII и XVIII веках эта функция была в часах одна из самых актуальных и необходимых. В те времена люди не знали даже, что такое спички, а потому с наступлением темноты, находясь на улице, в пути и даже дома, узнать, который час, было практически невозможно. Поэтому они и родились раньше всех остальных престижных усложнений – турбийонов, вечных календарей и даже хронометров – в 1676 году.

Но удивляться тому факту, что они существуют до сих пор, все равно что удивляться, почему в век айфонов, UHD-камер и телевизоров и 3D-принтеров до сих пор на свете есть художники и скульпторы. Дело в том, что репетир – это неотъемлемая часть истории, науки и высокого часового искусства. Это вершина самого престижного класса часов .

По своей сути репетир – это первый компьютер, причем механический. Первым создал этот механический компьютер англичанин Эдвард Барлоу. Его репетир был часовым и “тупо” отбивал, скажем, 11 раз, даже если до полуночи оставалась пара мгновений. Потом плеяда блестящих британских мастеров во главе с Дэвидом Куэйром научила репетиры отбивать не только часы, но и четверти, 10-минутки, 5-минутки и минуты.

столько видов репетиров существует

По этой точности репетиры и различаются – часовые, четвертные, децимальные, пятиминутные и минутные. Самыми крутыми считаются минутные. Главное преимущество репетира перед часами с боем в том, что репетир звонит только тогда, когда этого хочет хозяин. Тогда как часы с боем дисциплинированно разбудят вас, дабы информировать, что наступило 4 часа утра (если вы, конечно, не забыли отключить на ночь функцию боя).

Состоит механический компьютер из двух половинок – часовой и репетирной. Поэтому внутри корпуса репетиров, как правило, два заводных барабана, каждый из которых питает энергией свою половинку. Есть гонги в виде проволочных колец, намотанных в несколько витков вокруг механизма, и молоточки, которые бьют по гонгам. Есть блок деталей, которые похожи на улиток и поэтому так и называются. Каждая из улиток связана с соответствующими колесами часового механизма и поэтому знает, который час. В итоге, когда вы нажимаете на боковой рычаг активатора, часовой, четвертной и минутный рычаги “обращаются” к своим улиткам, узнают от них, сколько ударов надо отбить, а затем раскрутившаяся центрифуга передает свою энергию и приводит в движение молоточки, и те молотят по гонгам.

Почти у всех современных наручных репетиров два гонга – с низким и тонким тембрами. Сначала “басом” отбиваются часы – “Бом!”, затем наступает очередь четвертей, которые принято озвучивать сдвоенными ударами обоих молоточков: “Бим-бом!” А потом одиночными ударами по тонкоголосому гонгу озвучиваются минуты: “Бим!” Наибольшее количество ударов – 32 – можно услышать, если активировать минутный репетир в 12:59.

В названиях некоторых минутных репетиров иногда присутствует словосочетание Grande или Petit Sonnerie (большой бой или малый бой). Это означает, что модель способна сообщать время не только по вашему желанию, но и сама по себе. Часы с функцией большого боя имеют лишь Gérald Genta, , , , , , Philippe Dufour, и с этого года и .

Вот как выглядит репетир в часах A.Lange Söhne — Lange Zeitwerk Minute Repeater:

Но самое главное в репетирах – количество нот, которые они отбивают по запросу. Великие компании Patek Philippe, , Gérald Genta, Jaeger-LeCoultre и Greubel Forsey создали карильоны с кафедральным боем – то есть часы с четырьмя гонгами, которые могут исполнять мелодию. Четыре гонга – это четыре ноты. Создатели остановили свой выбор на одной из самых известных мелодий в мире, которую исполняют куранты Вестминстерского аббатства: “Ми-до-ре-соль; соль-ми-ре-до”. То есть если вы видите в названии репетира слова carillon или Westminster – перед вами репетир наивысшего класса (обычные имеют два гонга).

Обладание часами с минутным репетиром во все времена демонстрировало высочайший статус и состояние человека. Вспомните Евгения Онегина, которого с бульвара на обед звал недремлющий :

Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.

Это и помогло им пережить появление и электричества, и люминесцентных циферблатов.

Главная сложность при создании наручных репетиров – небольшой размер корпусов, в которых нужно найти место для резонансной камеры, чтобы звук боя был слышен. Лучшим звукопроводным материалом является сталь, из драгоценных металлов – белое золото. Худший – платина, но именно ее производители чаще всего используют при создании репетиров, очевидно, стремясь подчеркнуть, что им не страшны никакие трудности.

Наибольший вклад в развитие минутных репетиров в последнее время внесли такие гранды высокого часового искусства, как Patek Philippe, Ulysse Nardin и особенно Jaeger-LeCoultre. Эти компании вообще первыми начали выпускать репетиры с четырьмя гонгами и из года в год наращивают свое преимущество.

Ulysse Nardin отличается от прочих производителей репетиров тем, что старается дополнять свои звуковые часы еще и автоматонами (они же жакемары) – движущимися в такт с боем фигурками людей или животных.

Репетиры и сейчас способны производить очень немногие мастера. Например, это главный доход известного независимого мастера Кристофа Кларе. Этот невысокого роста обаятельный человек обслуживает все швейцарские часовые компании, которые не сподобились наладить репетирное производство.

Фотографии: пресс-службы часовых брендов

нашли ошибку в тексте? выделите её и нажмите ctrl + enter

Сегодня, чтобы узнать, который час, даже необязательно иметь под рукой часы: достаточно взглянуть на экран мобильного телефона, что легко сделать даже ночью. Однако вплоть до начала XX века эта простая, на первый взгляд, процедура сопровождалась определенными сложностями. До повсеместного распространения электричества с наступлением темноты время на часах узнавали разными способами. Одни ориентировались по часам с боем, которые отбивали время строго каждый час, не спрашивая у хозяина, хочет ли тот нарушать свой покой, скажем, во время ночного сна. (Кстати, стоило забыть завести такие часы, как в механизме тут же наступал разлад, и нужно было обращаться к часовому мастеру для его настройки). Те, у кого не было часов с боем, зажигали свечи, что было крайне хлопотно особенно в ту пору, когда еще не существовало спичек. Еще одним способом определения времени был тактильный способ. До конца XVI века в ходу были часы с рельефными метками на циферблате. В то время стрелка у часов была только одна – часовая, и пока на циферблатах не появились стекла, время вполне можно было узнавать на ощупь.

Настоящим спасением для человека эпохи Средневековья стало изобретение часов, которые отбивали время звуками разной тональности, говоря современным языком – репетиров. В отличие от часов с боем репетиры озвучивали время по желанию хозяина и не сбивались в случае остановки часов. В настоящее время различают минутные, четвертные и пятиминутные репетиры, которые помимо истекших часов озвучивают также минутные интервалы, четверти часа, пятиминутные временные отрезки. Несколько менее распространенными являются получетвертные (с индикацией временных интервалов продолжительностью 7,5 минут), децимальные (с индикацией 10-минутных промежутков) и получасовые репетиры. Независимо от вида репетира, принцип работы часового механизма с акустической индикацией, как правило, базируется на сочетании звуков низкого и высокого тона, которые производят специальные молоточки, бьющие по гибким, чаще всего стальным гонгам, расположенным на периферии механизма.

В четвертных репетирах звуками низкого тона отмечается количество часов, высокими звуками – истекшие четверти часа. Так, если владелец часов нажмет на кнопку в 22:37, то услышит сначала 10 ударов в низком регистре, а затем еще 2 в высоком.

Пятиминутный репетир высокими звуками отзванивает временные отрезки продолжительностью 5 минут, а 15-минутные интервалы озвучиваются сочетанием нот высокого и низкого тона. Вышеупомянутые 22:37 пятиминутный репетир озвучит следующим образом: сначала 10 низких звуков, затем 2 сдвоенных удара и, наконец, 1 удар высокого тона.

В минутных репетирах высокий тон отвечает за озвучивание минут. Те же 22:37 в случае с минутным репетиром превратятся в комбинацию из 10-ти ударов низкого тона, 2-х сдвоенных уларов и 7-ми ударов высокого тона. Самые сложные минутные репетиры в качестве дополнительной опции используют механизм автоматического боя, который бывает двух видов – Grande и Petite Sonnerie (большой и малый бой). Принципиальное отличие между этими механизмами состоит в том, что в случае с Grande Sonnerie перед озвучиванием каждой четверти часа, механизм повторяет количество часовых ударов. В случае с Petite Sonnerie такого повтора не происходит.

Даже по описанию разновидностей репетиров, видно, что перед нами довольно сложный механизм. Давайте рассмотрим, как работают ключевые элементы системы, превращающей время в музыку.

Основа механизма располагается непосредственно под циферблатом. Чуть ниже свое место занимают гонги. Расположены они таким образом, чтобы вокруг них всегда оставалось свободное место, необходимое для чистоты звука. У репетира имеется отдельная заводная пружина, которая взводится каждый раз, когда владелец часов нажимает на соответствующую кнопку или ползунок (гашетку). Во взведенном состоянии пружина приводит в движение гребенку, контролирующую бой, после чего через систему паллет зубцы гребенки передают импульс молоточкам, которые, ударяя по гонгам, производят звук. За тем, чтобы гребенка поворачивалась на строго определенный угол (от этого зависит количество ударов, которые будут отбивать молоточки), следит так называемая улитка, ограничивающая движение гребенки и напрямую связанная со стрелочным механизмом. Каждому виду боя соответствует своя в плане формы пара «гребенка-улитка».

Из истории репетира

Создание первого механизма, отбивающего часы и четверти часа, приписывают священнику времен английского короля Якова II, Эдварду Барлоу (урожденный Эдвард Бут), который снабдил часы звуковой индикацией еще в 1676 году.

Изобретение Барлоу наделало много шума в кругах лондонских часовщиков и применялось поначалу в интерьерных, а позже и в переносных часах. Правда, здесь возникает вопрос по поводу авторства. В 1686 году патент на переносные часы с четвертным репетиром получил другой часовщик Якова II Дэниэл Куэйр. Как такое могло получиться?

Очень просто. Свои изобретения королю представили оба мастера, но Яков II отдал предпочтение Куэйру, возможно потому, что его конструкция была немного удобнее. В часах Барлоу элементы управления репетирным механизмом располагались по обе стороны корпуса, одна отвечала за индикацию часов, другая – четвертей часа. В варианте Куэйра у основания корпуса располагался один штырек, который управлял и индикацией часов, и озвучиванием четвертьчасовых интервалов.

Первые серьезные модификации четвертные репетиры претерпели уже в следующем веке. В 1710 году Сэмюэль Уотсон изобрел пятиминутный репетир, а уже в 1750 году (по другим данным в 1715-м) на свет появился минутный репетир, изобретенный Томасом Мьюджем.

В первых часах с репетиром в качестве механизма звуковой индикации использовалась система «молоточек-колокольчик». При этом колокольчики, которые крепились в углублении задней крышки, были довольно большими и делали корпус часов достаточно массивным, проще говоря, толстым. В 1740 году часовщик Юлиан Леруа (Julian Le Roy) представил репетир, в котором альтернативой колокольчику выступал металлический брусок. Корпус часов стал чуть тоньше, а звук репетира более приглушенным, что позволяло не мешать окружающим.

Не обошлось в деле совершенствования репетиров и без великого Авраама-Луи Бреге. В 1783 году будущий изобретатель турбийона создал часы с репетиром, в которых вместо традиционных колокольчиков использовал гибкие стержни виде пружин. Поначалу пружины располагались крест-накрест на платине, однако позже их стали закручивать вокруг механизма, что позволяло не только экономить место, но и добиваться более гармоничного звука.

Репетиры стали отдельным культурным явлением и снискали большую популярность в высших кругах Европы. Но популярность эта продлилась недолго. В 30-е гг ХIХ века были изобретены относительно безопасные фосфорные спички, с помощью которых стало удобно зажигать свечи, а когда появились газовые и керосиновые лампы интерес к репетирам стал слабеть. Более того, изобретение англичан чуть было не отправилось на свалку истории, после того, как в начале прошлого века появились первые электрические лампочки. Смотреть на часы теперь было удобно в любое время суток, а дорогостоящие модели со звуковыми механизмами стали преимущественно уделом коллекционеров. Тем не менее, для признанных мэтров часовой индустрии сложность конструкции репетира всегда была сродни вызову, поэтому крупнейшие часовые компании продолжали выпускать «музыкальные» часы небольшими сериями, тем самым демонстрируя свои технические возможности. Чаще всего такие модели были карманными.

Раньше других сделать репетир компактным и представить его в форме наручных часов удалось компании Audemars Piguet и случилось это в далеком 1892 году.

Далее вплоть до конца ХХ века репетиры выпускаются не столько в коммерческих целях, сколько для поддержания престижа. Ведь такие часы мало просто создать – чтобы добиться идеально согласованной работы всех деталей звукового механизма (а их немало), нужно потратить не меньше 100 часов. Кроме того, непременным условием успешной настройки репетира становится наличие у мастера абсолютного слуха. Отсюда вытекает стабильно высокая стоимость моделей с репетиром и тот факт, что делают такие часы, чаще всего, на заказ.

Репетиры ХХI века: точность, громкость, чистота

То, насколько четким и громким будет звук репетира зависит от ряда параметров, одним из которых является материал корпуса. Если в обычных часах главная задача корпуса – защита механизма, то в часах с репетиром корпус выполняет еще и функцию резонатора, т. е. передает и усиливает звук. Лучше всего это делают прочные, но легкие материалы с не очень высокой плотностью, так как высокая плотность гасит звук. Из драгоценных металлов предпочтение чаще всего отдается розовому золоту, (считается, что оно делает звук более теплым). Из недрагоценных материалов в фаворе – титан. В частности именно из титана изготовлен корпус новинки салона Baselworld 2016 – Bulgari Octo Finissimo Minute Repeater.

Часы позиционируются, как самый тонкий в мире репетир. При толщине корпуса 6,85 мм, толщина механизма составляет 3,12 мм. Такие показатели противоречат самой концепции часов с репетиром, требующей оставлять достаточно пространства, чтобы корпус мог служить резонатором. Чтобы сохранить нужную чистоту и громкость звука, в титановом корпусе часов проделали прорези, которые попутно выполняют функцию часовых меток. Еще одним решением, работающим на качество звука, стало крепление гонгов непосредственно на корпусе.

Раз уж мы заговорили о гонгах, то нужно отметить, что не только материал, но даже размер и сама форма гонгов диктуют то, каким на выходе будет звук.

Так как размер гонгов ограничен компактным пространством корпуса, производители, работающие над оптимизацией репетирных механизмов, делают это в направлении формы и материала гонгов. Чаще всего гонги изготавливаются из стали, реже – из золота. В случае с золотом в расчет берется скорее престижность материала, чем его физические свойства. К тому же, делать гонги из золота не очень удобно по той простой причине, что любое золото представляет собой сплав с разным процентным содержание целой группы металлов. Даже если производителям удастся найти идеальную формулу сплава, малейшее изменение состава неминуемо отразится на качестве звука.

Что касается формы, в последнее время производители вместо традиционных гонгов с круглым сечением все чаще предлагают квадратные гонги. Существует мнение, что квадратное сечение увеличивает площадь контакта молоточка с гонгом. Впервые подобное решение предложила компания JaegerLeCoultre. В 2005 году марка представила часы Master Minute Repeater, время в которых отзванивали квадратные гонги, изготовленные из сапфира. Ставка здесь была сделана на то, что в сапфире и металле, из которого изготовлены гонги, звук распространяется с разной скоростью, что и позволило добиться особенно чистого звучания часов.

Та же Jaeger LeCoultre первой изменила саму конструкцию деталей, снабдив свои часы молоточками-требюше. Если обычный молоточек представляет собой монолитную конструкцию, то молоточек-требюше состоит из двух частей – фиксированной ручки и головки, соединенных подвижным шарнирным сочленением и работающих по принципу катапульты. За счет подвижного соединения головка молоточка сильнее ударяет по гонгам, извлекая более мощный звук, и быстрее от них отскакивает, не гася извлеченные ноты.

Jaeger LeCoultre Hybris Mechanica 11 Minute Repeater Flying Tourbillon c молоточками-требюше

Оригинальную конструкцию гонгов предложила компания Chopard. В первом минутном репетире марки, получившем название L.U.C Full Strike, гонги образуют единое целое со стеклом циферблата (стекло и гонги изготовлены из единого сапфирового блока). Ударяя по гонгу, молоточек создает вибрацию, которая передается стеклу циферблата, а стекло в свою очередь выполняет функцию резонирующей мембраны, наподобие той, которая используется в динамиках звуковых колонок.

Помимо гонгов в часах с репетиром есть и другие детали, способные издавать звук. Речь идет о спуске репетира, задача которого контролировать скорость боя и обеспечивать оптимальные паузы между звуками в процессе звучания мелодии. Деталь, безусловно, важная, но очень шумная. В процессе работы репетира именно спуск создает характерное жужжание, которое может практически заглушить саму мелодию, лишив хозяина часов удовольствия от прослушивания музыки времени.

Для устранения этой проблемы в репетирах последних лет (Chopard L.U.C Full Strike Minute Repeater, Cartier Rotonde De Cartier Minute Repeater Mysterious Double Tourbillon, Bulgari Octo Finissimo Minute Repeater, Panerai Radiomir 1940 Minute Repeater Carillon Tourbillon GMT) многие производители используют бесшумный регулятор-гувернер, а вот компания Breguet для своих часов Tradition 7087 Minute Repeater предложила совершенно неожиданное решение, заменив обычный спуск магнитным регулятором.

В случае с традиционной механикой, вся начинка которой выполнена из металла, такой подход был бы попросту невозможен. Однако, учитывая тот факт, что важнейшие функциональные детали механизма (колесо и пружина баланса) в модели Breguet Tradition 7087 Minute Repeater выполнены из кремния, проблема отпадает сама собой.

Для усиления звука Breguet также изменила способ крепления гонгов. В этой модели они закреплены не на платине, стекле циферблата или корпусе, а на внутреннем безеле (ранте). В свою очередь рант закреплен на корпусе при помощи 3 подвижных опор, за счет чего и внутренний безель, и стекло циферблата вибрируют вместе с гонгами. При этом корпус вибрирует на частоте минутного гонга, а стекло и внутренний безель на частоте часового гонга.

Audemars Piguet Royal Oak Concept Supersonnerie. Конструкция корпуса

Механизм репетира, как правило, потребляет очень много энергии. Другими словами, если хозяин часов увлекся прослушиванием мелодии, а запаса хода в часах осталось мало, то они могут попросту остановиться. Для модели Zeitwerk Minute Repeater компания A. Lange & Sohne разработала специальное устройство, которое блокирует работу звукового модуля, если запас хода снижается до 12 часов. Критичные для работы репетира 12 часов на индикаторе запаса хода отмечены красной точкой.

Другим защитным механизмом в часах со звуковой индикацией является функция «все или ничего». Часы не издадут ни звука, если кнопка или ползунок репетира нажаты не до конца.

Со времен создания первого репетира прошло уже более трех столетий. И хотя все те проблемы, которые привели к появлению часов со звуковой индикацией, давно устранены, а время можно посмотреть и на обычных часах, и на любом из современных гаджетов, вместо того, чтобы кануть в лету часы с репетиром только набирают популярность. Звучащие модели овеяны заслуженным ореолом престижа, поскольку созданием репетиров на сегодняшний день занимаются считанные часовые мануфактуры. И если в активе той или иной марки имеются часы с подобным усложнением, один этот факт служит подтверждением того, что перед вами – настоящий виртуоз часового дела.

mob_info